Во взглядах на соотношение чувственного и рационального познания различают позиции сенсуалистов и рационалистов.

Сенсуализм (от лат. sensus — чувство) на первое место в процессе познания ставит в противовес разуму чувственную познавательную способность. Сенсуалисты считают: «Нет нич го в разуме, чего прежде не было бы в чувствах». Рационалисты. Они признают основой познания и поведения людей разум (от лат. ratio — разум), отрицая чувства в качествеисточника достоверной первичной информации, мотивируянеточностью и ограниченностью сведений о мире, получаемых при помощи органов чувств.

 

 

-10-

Кто же прав?
Конечно, познавательная способность чувств ограниченна, но следует признать, что это единственный канал, с помощью которого человек непосредственно связан с материальной действительностью. Без чувственного познания: А) невозможна первичная ориентировка в мире, Б) невозможно постижение красоты и гармонии. Рациональное познание в своем взаимодействии с практикой способно: А) преодолеть недостатки чувственного познания действительности и Б) обеспечить фактически безграничное поступательное развитие знания.  
Однако рациональное познание невозможно без чувственного. Так, например, в физических теориях немалую роль играет чувственно-наглядная сторона (в виде схем, чертежей и других изображений). Иначе говоря, в реальном познании чувственное и рациональное взаимосвязаны и выступают как единое целое. Это единство нисколько не нарушается тем, что в одних познавательных ситуациях преобладает чувственное, а в других — рациональное начало.

6. Виды знаний:

  • Обыденное (житейское) знание формируется у людей в ходе повседневной жизни и деятельности. К примеру, мы узнаем о том, что при очень сильном морозе надо снегом растирать лицо, чтобы не обморозить его; надо держать ноги в тепле, нельзя пить на ночь крепкий чай или кофе. Это и есть примеры обыденного знания.
  • Мифологические (религиозные) знания — еще один вид человеческих знаний. Миф в образной форме фиксирует представления людей о мире, человеке, сверхестественном.
  • Практическое – строится на действиях, овладении вещами, преобразовании мира
  • Художественное– строится на образе (Целостное отображение мира и человека в нем. Строится на образе, а не на понятии)
  • Научное – отражается в сформулированных учеными законах развития природы и общества. Каждый из предметов школьной программы дает основы знаний научной области. Научные знания отличает стройность, аргументированность, доказательность.
  • Рациональное – отражение реальности в логических понятиях, строится на рациональном мышлении
  • Иррациональное – отражение реальности в эмоциях, страстях, переживаниях, интуиции, воле, аномальных и парадоксальных явлениях; не подчиняется законам логики и науки.
  • Личностное (неявное) – зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности
  • Особым видом знания является народная мудрость — накопленный и выкристаллизованный временем опыт жизнедеятельности народа. Народная мудрость находит свое отражение в пословицах, поговорках, притчах, сказках, песнях.

7. Формы знаний:

· Ненаучное – разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами

· Донаучное – прототип, предпосылки научного знания

· Паранаучное – это знания, получаемые нами из гороскопов, предсказаний экстрасенсов, астрологов.

· Лженаучное – сознательно использующее домыслы и предрассудки

· Антинаучное – утопичное и сознательно искажающее представление о действительности.

-11-

ЕГЭ.     -12- А 1. А 2. А 3. -13- А4.   А5. И чувственное, и рациональное познание 1) формирует знания и представления о предмете 2) использует логические умозаключения 3) начинается с ощущения 4) дает наглядный образ предмета   A6. И религиозному, и научному знанию о мире свойственно то, что они 1) носят объективный характер 2) предполагают доказательства 3) могут передаваться из поколения в поколение 4) необходимы человеку для рациональной деятельности   А7. В5.Какие из следующих умозаключений можно отнести к дедукции (А), а какие – к индукции (В)? 1) Все металлы проводят электричество. Свинец и медь – металлы. Следовательно, свинец и медь проводят электричество. 2) Растению капусте для нормального развития необходим полив. Растению хлопку тоже необходим полив. И растение помидор также необходимо поливать. Следовательно, всем перечисленным и другим растениям для нормального роста и развития необходим полив, то есть регулярное естественное или искусственное внесение в почву определённого количества влаги.   Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).  
А Б
   

Ответ: _______________________

 

-14-

- В 3 (2) Установите соответствие между формами и видами познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.
ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ ВИДЫ ПОЗНАНИЯ
1) понятие А) чувственное познание
2) умозаключение
3) восприятие Б) рациональное познание
4) ощущение

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

ОТВЕТЫ натестовые задания по теме кодификатора «1.3 Виды знаний».

А1   А7  
А2   В5  
А3   В3  
А4   В3 (2)  
А5      
А6      

 

-15-

1.4 Понятие истины, ее критерии 1. Посредством органов чувств, мышления, а также с помощью интуиции и эмоций человек в ходе познавательного процесса получает знания о предметах и отношениях. Но эти знания могут оказаться как истинными, так и ложными.
Истина это соответствие полученного знания действительности, такое отражение объекта познающим субъектом, при котором познавательный объект воспроизводится так, как существует сам по себе, вне сознания.

Или иначе:

Истина это соответствие представлений или утверждений реальному положению дел.

Понятие «истина» является сложным и многосторонним.

 

2. Поскольку человек не всегда может познать истину в полном объеме (например, отражающую квантово-механические или социально-исторические процессы) и знания

его ограничены данным конкретным моментом, то такую истину называют относительной.

Относительная истина — это ограниченное верное знание о чем-либо.

Со временем относительная истина может стать частным случаем общего правила или вовсе оказаться заблуждением. Из относительных истин складывается абсолютная истина.