Во взглядах на соотношение чувственного и рационального познания различают позиции сенсуалистов и рационалистов.
Сенсуализм (от лат. sensus — чувство) на первое место в процессе познания ставит в противовес разуму чувственную познавательную способность. Сенсуалисты считают: «Нет нич го в разуме, чего прежде не было бы в чувствах». | Рационалисты. Они признают основой познания и поведения людей разум (от лат. ratio — разум), отрицая чувства в качествеисточника достоверной первичной информации, мотивируянеточностью и ограниченностью сведений о мире, получаемых при помощи органов чувств. |
-10-
Конечно, познавательная способность чувств ограниченна, но следует признать, что это единственный канал, с помощью которого человек непосредственно связан с материальной действительностью. Без чувственного познания: А) невозможна первичная ориентировка в мире, Б) невозможно постижение красоты и гармонии. | Рациональное познание в своем взаимодействии с практикой способно: А) преодолеть недостатки чувственного познания действительности и Б) обеспечить фактически безграничное поступательное развитие знания. |
Однако рациональное познание невозможно без чувственного. Так, например, в физических теориях немалую роль играет чувственно-наглядная сторона (в виде схем, чертежей и других изображений). Иначе говоря, в реальном познании чувственное и рациональное взаимосвязаны и выступают как единое целое. Это единство нисколько не нарушается тем, что в одних познавательных ситуациях преобладает чувственное, а в других — рациональное начало. |
6. Виды знаний:
- Обыденное (житейское) знание формируется у людей в ходе повседневной жизни и деятельности. К примеру, мы узнаем о том, что при очень сильном морозе надо снегом растирать лицо, чтобы не обморозить его; надо держать ноги в тепле, нельзя пить на ночь крепкий чай или кофе. Это и есть примеры обыденного знания.
- Мифологические (религиозные) знания — еще один вид человеческих знаний. Миф в образной форме фиксирует представления людей о мире, человеке, сверхестественном.
- Практическое – строится на действиях, овладении вещами, преобразовании мира
- Художественное– строится на образе (Целостное отображение мира и человека в нем. Строится на образе, а не на понятии)
- Научное – отражается в сформулированных учеными законах развития природы и общества. Каждый из предметов школьной программы дает основы знаний научной области. Научные знания отличает стройность, аргументированность, доказательность.
- Рациональное – отражение реальности в логических понятиях, строится на рациональном мышлении
- Иррациональное – отражение реальности в эмоциях, страстях, переживаниях, интуиции, воле, аномальных и парадоксальных явлениях; не подчиняется законам логики и науки.
- Личностное (неявное) – зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности
- Особым видом знания является народная мудрость — накопленный и выкристаллизованный временем опыт жизнедеятельности народа. Народная мудрость находит свое отражение в пословицах, поговорках, притчах, сказках, песнях.
7. Формы знаний:
· Ненаучное – разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами
· Донаучное – прототип, предпосылки научного знания
· Паранаучное – это знания, получаемые нами из гороскопов, предсказаний экстрасенсов, астрологов.
· Лженаучное – сознательно использующее домыслы и предрассудки
· Антинаучное – утопичное и сознательно искажающее представление о действительности.
-11-
А | Б |
Ответ: _______________________
-14-
ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ | ВИДЫ ПОЗНАНИЯ |
1) понятие | А) чувственное познание |
2) умозаключение | |
3) восприятие | Б) рациональное познание |
4) ощущение |
Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
ОТВЕТЫ натестовые задания по теме кодификатора «1.3 Виды знаний».
А1 | А7 | ||
А2 | В5 | ||
А3 | В3 | ||
А4 | В3 (2) | ||
А5 | |||
А6 |
-15-
Истина | это соответствие полученного знания действительности, такое отражение объекта познающим субъектом, при котором познавательный объект воспроизводится так, как существует сам по себе, вне сознания. |
Или иначе:
Истина | это соответствие представлений или утверждений реальному положению дел. |
Понятие «истина» является сложным и многосторонним.
2. Поскольку человек не всегда может познать истину в полном объеме (например, отражающую квантово-механические или социально-исторические процессы) и знания
его ограничены данным конкретным моментом, то такую истину называют относительной.
Относительная истина — это ограниченное верное знание о чем-либо. |
Со временем относительная истина может стать частным случаем общего правила или вовсе оказаться заблуждением. Из относительных истин складывается абсолютная истина.