Разновидности житий. Композиция.
Основная часть житий –переведены с греч. Жития святительские – посвящены преподобным
и святителям.
Житие состоит из трех частей. Вступлением- описание причины создания. Основная часть –
повествование о святом, смерти и посмертных чудесах. Завершение – похвала святому.
Первые русские жития. Древнейшие русские агиографические памятники – два жития
князей-страстотерпцев – Бориса и Глеба.
Сборники житий:
1) «Чети и Менеи» (числа и месяцы) - подробные, пространные жития святых, написанные по
схеме.
2) «Прологи» - жития, которые часто читались в церквях. Краткие фактические жития.
3) «Патериковые жития» (отеческие) - занимательны истории из жизни монахов, святых.
Житие Феодосия Печерского. Составлено Нестором в соответствии с житийным каноном.
Начало – рассказ о рождении в Риме будущего святого от знатных, благочестивых родителей,
о его приверженности к учению, о бегстве из дома. Покинув дом, становится монахом Киево-
Печерской обители. Нестор уподобляет его основателю христианского монашества Антонию
Великому. Черты Феодосия – полная посвященность собственной воли и уверенность в
божественной помощи, отказ от земных забот, ощущение близости с Христом, смирение,
трудничество, прилежание, всепрощающая любовь к ближнему, обличение неправды.
Черты жития: родители, аскетизм, блаженная кончина, посмертные чудеса (исцеления у
гроба).
билет 5
Анонимное сказание о Борисе и Глебе". Особенности жанра и стиля.
В «Сказании о Борисе и Глебе»рассказывается о вероломном убиении ради власти братьев-
князей их старшим сводным братом Святополком. Повествование исполнено психологизма.
Подробно описываются душевные борения, скорбь и страх святого в преддверии
безвременной смерти. В то же время Борис желает принять смерть подобно Христу. Сцены
убиения далеки от правдоподобия. Святые молятся. Посланцы Святополка не прерывают
этих молитв-плачей и убивают святых, когда они заканчивают молиться.
Молитвы святых построены по всем правилам красноречия. Основная мысль – сожаление о
грядущей смерти и готовность принять ее. Князь Глеб произносит трогательную речь
убийцам о пощаде. Святые смиренно принимают все и молятся за убийц, сохраняют в душе
любовь к ним. Им противопоставлен Святополк. Им чужды мысли о земной славе и
могуществе. Святополк охвачен жаждой власти, а святые – вручают себя Богу.
Язык: патетический, насыщенный оборотами взволнованной речи, риторически
фигуральный.
Облик героев «Сказания» сложился под сильнейшим воздействием христианской
литературы.
«Сказание» - это малая форма того же житийного жанра, это как бы рассказ, тогда как
«Житие» представляет собой повесть, иногда даже почти роман. В сравнении с «житием»
такое «сказание» является более элементарной жанровой формой.
Сказание,в фольклоре общее родовое название повествовательных произведений
исторического и легендарного характера. Среди С. различают предания, легенды и др. В
древних литературах С. именуют прозаические произведения с историческим и
вымышленным содержанием.
билет 6
Проповедническая литература XI-XII вв. "Слово о законе и благодати"
Расцвет древнерусского государства - во время правления Владимира Святославича и
Ярослава Мудрого. В связи с принятием христианства на Руси распространился жанр
поучений. Пропаганда нового религиозного вероучения. Дидактическая церковная
проповедь не имеет художественного значения, она лежит за пределами литературы.
Наряду с церковным поучением создаются торжественные, эмоционально-образные
проповеди с чётко выраженной политической направленностью.
Выдающееся произведение ораторской прозы 11 века - «Слово о законе и благодати»
митрополита Иллариона, который в 1051 году стал митрополитом Киевским. Написано
между 1037-1050 годами.
«Слово» проникнуто патриотическим пафосом прославления Руси и русского народа как
равноправного среди всех христианских народов и гос-в мира.
Закон Ветхого завета- символ иудейской религии. Благодать- символ христианства
(равноправие всех народов). Говорит о преимуществе благодати.
Центральная часть проповеди - о том, как Владимир крестил Русь.
«Слово» построено по чёткому логическому плану:
1 часть - сопоставление Закона и Благодати.
2 часть - Похвала Владимиру (крещение Руси)
3 часть - молитвенное обращение к богу от «всея земля нашея».
«Слово» выдвигало требование канонизации Владимира как святого. В то же время оно и
прославляло деятельность Ярослава, успешно продолжающего распространение
христианства на Руси.
Стиль:
риторические восклицания
параллели с Библией
книжные метафоры (закон - «иссохшее озеро», благодать - «наводнившийся источник».
приём антитезы
билет 7
Русская летопись. Идеи и образы "ПВЛ".
«Повесть временных лет»создавалась в течение 80 лет с 1037 - 1118 год разными
летописцами. Они не были простыми наблюдателями событий, а добавляли каждый свои
комментарии. В повести описывается история Руси с времени её появления, рассказывается
вся историко-политическая жизнь Древней Руси. Ей характерны сюжетность, многообразие
жанров и стилей.
Начало издания «ПВЛ» - 1841 год.
«Повесть временных лет» соединяется идеями.
Единство русской земли (нашла отображение в Завещании Ярослава в повести об убиении
Бориса. 1097г. - Съезд в Любиче и ослепление князя Василька).
Высокая патриотическая идея могущества Русской земли, её политической
самостоятельности, религиозной независимости от Византии.
Тема Родины - определяющая, ведущая в летописи. Живое чувство русской земли, родины и
народа.
Антивизантийская направленность (рассказ о походах на греков, чаще с победой русских,
рассказы о походах князей).
Летописцев интересуют судьбы славянских народов в далёком прошлом, расселение
восточных славянских племён. Они ищут объяснения происхождения названий как
отдельных племён, так и целых городов, обращаясь к устной легенде.
Идеи. Рассказать о прошлом Руси и определить место восточных славян среди европейских и
азиатских народов. Летописец рассказывает о расселении славянских народов в древности, о
заселении восточными славянами территорий, которые позже войдут в состав
Древнерусского государства, о нравах и обычаях разных племен. В «ПВЛ» подчеркивается
древность славянских народов, единство их культуры, языка и письменности. Из летописи
видно, как складывается и крепнет Русь, расширяются границы, мрут враги. Летописца
заботит судьба всей Русской земли, городов и князей. Важнейшее событие в истории Руси -
принятие христианства. Центральное место в ПВЛ- рассказ о первых русских христианах,
распространении новой веры, постройке храмов, появлении монашества, успехах
христианского. С середины XI в. Древнерусское государство начало дробиться на отдельные
княжества и земли. Умножились междоусобицы. Заключительная часть «ПВЛ» - мысль о
необходимости согласия между русскими князями, их взаимная ненависть– тяжкий грех,
преступление против Господа.
(Русская летопись проникнута высокой идеей служения родной земле, заботой о ее
благополучии, ревностным отношением к ее чести и достоинству. Призывы постоять за
родную землю. Стояние за Русскую землю – до страдания и смерти за нее – неразрывно
связывается в летописи с сознанием рыцарской чести и жаждой воинской славы, уважением
к традициям отцов и дедов. Проходит настойчивая проповедь братолюбия и единения
князей в борьбе с внешними врагами. В летописи нашла свое отражение классовая борьба,
происходившая в Киевском государстве. Летописец прямо не высказывает своего отношения
к восставшим киевлянам.)