Билет № 14
«Линейная» алгоритмическая структура. Команда присваивания.
Линейный (последовательный) алгоритм — это последовательность действий, выполняемых однократно в заданном порядке.
Для примера составим алгоритм вычисления следующего выражения:
(75-40)-(22+10)
1. Вычислить разность 75 и 40.
2. Сложить числа 22 и 10.
3. Вычислить разность результатов 1-го и 2-го действий.
Действия в этом алгоритме выполняются в том порядке, в котором записаны. Из записи алгоритма видно, что при его исполнении получаются два промежуточных результата — в 1-м и 2-м действии. Для того чтобы их зафиксировать, выделяется специальная область памяти, которую называют переменной. В отличие от математики, в программировании значения переменных могут многократно изменяться по ходу вычислений. Кроме этого, переменные могут использоваться для хранения совершенно различных типов данных — не обязательно числовых.
Для записи в память значения переменной используется команда присваивание. На языке программирования наш алгоритм можно записать так:
1. А:=75-40 (читается: «переменной А присвоить значение 75-40»).
2. В:=22+10 (читается: «переменной В присвоить значение 22+10»).
3. С:=А-В (читается: «переменной С присвоить значение А-В»).
Понятие присваивания — одно из важнейших в программировании. Суть его можно пояснить на примере.
Команда | Результат исполнения |
N := 3 | |
N :=4 | |
N :=N+1 | |
Все эти команды — присваивания. Ошибкой было бы понимать N: = 3 как «N равно 3», «N равно 4»... Если бы это было так, то третью команду нужно было бы понимать как «N равно N+1», а это очевидная бессмыслица, так как, сократив это выражение на N, мы получили бы «0=1».
На самом деле первая команда записывает в переменную N число 3, вторая изменяет его на 4, а третья увеличивает его еще на 1 и вновь записывает в переменную N.