Архитектура зданий детских дошкольных учреждений. Групповая ячейка, композиционные решения.

Детские дошкольные учреж­дения подразделяются на следующие типы:

ü детские ясли,

ü детские сады,

ü объединенные здания детских яслей-садов,

ü загородные дачи и городки для отдыха здоровых детей,

ü санитарно-оздоровительные для детей с ослаб­ленным здоровьем,

ü дома ребенка для сирот и детей, от которых отказались матери или родители которых по суду лишены родительских прав,

ü дома для детей с врожденными физическими недостатками и пороками развития.

 

Радиус обслуживания детскими учреждениями — до 300 м.

 

Здания дошкольных образовательных учреждений проектируют разной вме­стимости: от 1 до 12 групп, или соответственно от 25 до 220 мест.

Оптимальная ориентация окон помещений — Ю., Ю.-В., В.

 

Здания детских учреждений следует проектировать высотой не более 2эт., а при вместимости до 90 мест - одноэт. На участках сложным рельефом допуск. 3-эт. здания, но при условии устройства выходов из 1 и 2 эт. на уровень планир. отметки зем­ли.

 

Композиционное решение подразумевает три основные типа компоновки поме­щений детских дошкольных учреждений:

ü компактный,

ü блочный

ü павильонный.

Компактный (централизованный) тип, используемый при небольшой вме­стимости учреждения, предусматривает расположение всех функциональных групп в одном здании.

В зданиях блочного типа разные функциональные группы размещаются в разных блоках. Используется при вместимости дошкольного образовательно­го учреждения от 140 до 220 мест.

Павильонный тип применяется в основном для южных районов. В этом случае для каждой группы проектируется отдельное здание.

 

Функционально–планировочная структура - групповые ячейки; зоны для физкультуры, бассейн, музыкальные занятия, детское творчество, медицинские помещения, администрация, пищеблок, постирочная.

 

Основные помещении для детских групп:

ü раздевальная или приемная (для ясельного возраста), оборудуют индивидуальными шкафчиками для верхней одежды;

ü игровая (групповая), основное помещение детских дошкольных учреждений должна хорошо освещаться и инсолироваться;

ü спальня, связана с помещениями игральной и групповой;

ü буфетная, примыкает к игральной или групповой; складское помещение - сейчас проектируют питание в общей столовой

ü умывальная,

ü туа­леты, должны иметь вход из игральной или групповой

ü открытая веранда или терраса.

 

К помещениям, общим для детских групп, относятся залы для физкуль­турных и музыкальных занятий и плавательный бассейн.

 

Каждая детская группа должна иметь самостоятельный вход с участ­ка и одновременно внутреннюю связь со всеми общегрупповыми поме­щениями детского дошкольного уч­реждения. Разрешается устраивать общий вход по одной лестнице для двух групп детского сада, располо­женных на верхних этажах.

Раздевальные групп дошкольного возраста, размещенных на втором этаже, могут быть расположены на первом этаже. Прогулочные веранды для детей ясельного и дошкольного возраста должны быть раздельными.

 

Неотъемлемая часть детского до­школьного учреждения — прилега­ющий к нему участок. Здесь дети играют, занимаются физкультурой, принимают водные процедуры, сол­нечные и воздушные ванны, гуляют, катаются на санках и лыжах, ве­лосипедах самокатах, педальных ав­томобилях. Ухаживая за растениями и животными, дети получают перво­начальные трудовые навыки, нравст­венное воспитание.

Расстояние от зданий детских садов до «красной линии» должно быть не менее 25 м, от границ земельных участков детских садов (за исключением пристроенных к торцам жилых домов) до стен жилых домов с входами и ок­нами — не менее 10 м, без входов и окон — 5м.

Площадь земельных участков принимается из расчета 30-40 м2 на одного ребенка.

 

На участке выделяются следующиезоны:

ü групповых детских площадок и сооружений (отдельных для каждой группы);

ü общих площадок;

ü огорода-ягодника и сада;

ü площадок и сооружений для животных;

ü хозяйственных площадок и сооружений.

Групповые площадки следует рас­полагать вблизи выходов из соответствующих групп: они не должны быть проходными. Их разделяют кус­тарником, оборудуют теневыми навесами и соответствующими данному возрасту устройствами для игр и за­нятий (горками, песочницами, качелями в т.д.).

Для детей старшего возраста помимо групповых предусматривается:

ü общая площадка для занятий физкультурой,

ü огородник-ягодник и не­большой сад (для выращивания фруктов и цветов),

ü площадка для животных и птиц (выращивание и со­держание),

ü плескательный или пла­вательный бассейн.

Все площадки детского дошколь­ного учреждения должны быть связа­ны обшей кольцевой дорожкой.

Физкультурную площадку следует размешать недалеко от площадки старших групп. Ее оборудуют про­стейшими снарядами: пирамидой или вышкой с лестницей, бревном, бу­мом, турником и т.д. В непосредственной близости от нее следует рас­полагать бассейн или душ.

Огород-ягодник и площадки для животных в птицразмешают в глубине участка рядом с хозяйствен­ным двором, со стороны кухни и пра­чечной. С хозяйственного двора дол­жен быть сделан отдельный выезд, независимо от входов на участок, ко­торым пользуются дети, их родители и обслуживающий персонал.

В хозяйственной зоне должна быть предусмотрена площадка два мусоросборника. По периметру уча­сток следует окружать полосой зеле­ных насаждений.

 

Во всех случая следует соблю­дать масштаб, соответствующий воз­расту детей, в окраске предметов обо­рудования и дизайна учитывать де­тскую психологию, любовь к чистым, ярким, радостным, веселым цветам и оттенкам, применять безопасную фактуру.