Архитектура зданий детских дошкольных учреждений. Групповая ячейка, композиционные решения.
Детские дошкольные учреждения подразделяются на следующие типы:
ü детские ясли,
ü детские сады,
ü объединенные здания детских яслей-садов,
ü загородные дачи и городки для отдыха здоровых детей,
ü санитарно-оздоровительные для детей с ослабленным здоровьем,
ü дома ребенка для сирот и детей, от которых отказались матери или родители которых по суду лишены родительских прав,
ü дома для детей с врожденными физическими недостатками и пороками развития.
Радиус обслуживания детскими учреждениями — до 300 м.
Здания дошкольных образовательных учреждений проектируют разной вместимости: от 1 до 12 групп, или соответственно от 25 до 220 мест.
Оптимальная ориентация окон помещений — Ю., Ю.-В., В.
Здания детских учреждений следует проектировать высотой не более 2эт., а при вместимости до 90 мест - одноэт. На участках сложным рельефом допуск. 3-эт. здания, но при условии устройства выходов из 1 и 2 эт. на уровень планир. отметки земли.
Композиционное решение подразумевает три основные типа компоновки помещений детских дошкольных учреждений:
ü компактный,
ü блочный
ü павильонный.
Компактный (централизованный) тип, используемый при небольшой вместимости учреждения, предусматривает расположение всех функциональных групп в одном здании.
В зданиях блочного типа разные функциональные группы размещаются в разных блоках. Используется при вместимости дошкольного образовательного учреждения от 140 до 220 мест.
Павильонный тип применяется в основном для южных районов. В этом случае для каждой группы проектируется отдельное здание.
Функционально–планировочная структура - групповые ячейки; зоны для физкультуры, бассейн, музыкальные занятия, детское творчество, медицинские помещения, администрация, пищеблок, постирочная.
Основные помещении для детских групп:
ü раздевальная или приемная (для ясельного возраста), оборудуют индивидуальными шкафчиками для верхней одежды;
ü игровая (групповая), основное помещение детских дошкольных учреждений должна хорошо освещаться и инсолироваться;
ü спальня, связана с помещениями игральной и групповой;
ü буфетная, примыкает к игральной или групповой; складское помещение - сейчас проектируют питание в общей столовой
ü умывальная,
ü туалеты, должны иметь вход из игральной или групповой
ü открытая веранда или терраса.
К помещениям, общим для детских групп, относятся залы для физкультурных и музыкальных занятий и плавательный бассейн.
Каждая детская группа должна иметь самостоятельный вход с участка и одновременно внутреннюю связь со всеми общегрупповыми помещениями детского дошкольного учреждения. Разрешается устраивать общий вход по одной лестнице для двух групп детского сада, расположенных на верхних этажах.
Раздевальные групп дошкольного возраста, размещенных на втором этаже, могут быть расположены на первом этаже. Прогулочные веранды для детей ясельного и дошкольного возраста должны быть раздельными.
Неотъемлемая часть детского дошкольного учреждения — прилегающий к нему участок. Здесь дети играют, занимаются физкультурой, принимают водные процедуры, солнечные и воздушные ванны, гуляют, катаются на санках и лыжах, велосипедах самокатах, педальных автомобилях. Ухаживая за растениями и животными, дети получают первоначальные трудовые навыки, нравственное воспитание.
Расстояние от зданий детских садов до «красной линии» должно быть не менее 25 м, от границ земельных участков детских садов (за исключением пристроенных к торцам жилых домов) до стен жилых домов с входами и окнами — не менее 10 м, без входов и окон — 5м.
Площадь земельных участков принимается из расчета 30-40 м2 на одного ребенка.
На участке выделяются следующиезоны:
ü групповых детских площадок и сооружений (отдельных для каждой группы);
ü общих площадок;
ü огорода-ягодника и сада;
ü площадок и сооружений для животных;
ü хозяйственных площадок и сооружений.
Групповые площадки следует располагать вблизи выходов из соответствующих групп: они не должны быть проходными. Их разделяют кустарником, оборудуют теневыми навесами и соответствующими данному возрасту устройствами для игр и занятий (горками, песочницами, качелями в т.д.).
Для детей старшего возраста помимо групповых предусматривается:
ü общая площадка для занятий физкультурой,
ü огородник-ягодник и небольшой сад (для выращивания фруктов и цветов),
ü площадка для животных и птиц (выращивание и содержание),
ü плескательный или плавательный бассейн.
Все площадки детского дошкольного учреждения должны быть связаны обшей кольцевой дорожкой.
Физкультурную площадку следует размешать недалеко от площадки старших групп. Ее оборудуют простейшими снарядами: пирамидой или вышкой с лестницей, бревном, бумом, турником и т.д. В непосредственной близости от нее следует располагать бассейн или душ.
Огород-ягодник и площадки для животных в птицразмешают в глубине участка рядом с хозяйственным двором, со стороны кухни и прачечной. С хозяйственного двора должен быть сделан отдельный выезд, независимо от входов на участок, которым пользуются дети, их родители и обслуживающий персонал.
В хозяйственной зоне должна быть предусмотрена площадка два мусоросборника. По периметру участок следует окружать полосой зеленых насаждений.
Во всех случая следует соблюдать масштаб, соответствующий возрасту детей, в окраске предметов оборудования и дизайна учитывать детскую психологию, любовь к чистым, ярким, радостным, веселым цветам и оттенкам, применять безопасную фактуру.