Вопрос 42. Шиллер и штюрмерство. Драма « Разбойники».

Вопрос 39. «Фауст» Гёте. Образ Фауста. Философская проблематика трагедии.

Эстетические проблемы и смысл композиции драмы «Фауст».

Пролог на небе и сцена договора, создающие своего рода смысловую рамку не только первой, но и будущей второй части, появились в процессе работы над первой частью. В прологе Господь и Мефистофель спорят о предназначении человека и о границах человеч духа: М утверждает, что человек по природе зол и что его можно удовлетворить примитивными животными наслаждениями, Г же верит в безграничность исканий и смутных стремлений, которые, вопреки всем заблуждениям, выведут доброго человека на истинный путь. Ставкой в этом споре избран Фауст. Уже в этой сцене ясно выступает стилистич многоголосье, пронизывающее весь поэтич строй трагедии:высок библейск стиль(хор ангелов) чередуется с непринужденно разговорными, фамильяр речами Мефистофеля. Точно так же в первом монологе Фауста разговорн стих внезапно переходит в высокую патетику ямбич строк, а бытовые сцены, сниженные до грани непристойности, сменяютя глубоко лирич песнями Маргариты и философск раздумьями Фауста. Особ место в первой части занимают «Посвящение» и «Театральное вступление», которыми начинается трагедия. «Посв»-проникновенное лирич стих-е, в кот звучит и скорбное воспоминание о молодости и ушедших друзьях, и раздумье о судьбе будущего творения. В сознинии поэта сплавлены прошлое и настоящее, лично пережитое и созданный им худож мир. «Театрал вступ»-беседа Директора театра, Поэта и Комика о задачах театрал зрелища, миссии иск-ва и худож-ка, которую каждый толкует по-своему.В афористически сжатых стиха Г формулирует свои теоретич идеи об организующей и преобразующей роли иск-ва.Вторая часть трагедии пронизана символикой, аллегориями, мифологич образами и ассоциациями.Фантастич элемент резко усиливается и становится господствующим. «Малому миру» земных человеч отношений первой части приходит на смену «большой мир»:история(антич и средневек) и космический охват природы.Во второй ч снимается проблема эмпирич мотивированности. Во второй части каждый акт-самостоят пьеса. Во второй ч-классич драматургия:введение хора, за пределами действия-эпос.Вообще жанр-драма для чтения, сам автор обозначил-трагедия. 2 вальпургиевых ночи:средневековая и античная. Средневек вальпург ночь – соблазн, которому человек не может не поддаться(после того, как Гретхен убивает ребёнка, сам Ф убивает Валентина, брата Гр, и вынужден бежать). Антич вальп н-гармония(Сфинкс, Грифен-человек гармоничен с природой).«Ф»-отразил проблемы эпохи просвещения и надолго оплодотворил литературу и искусство послед времени.

 

«Разбойники» Шиллера как штюрмерская пьеса.

Иоганн Кристоф Фридрих Шиллер (1759-1805). Родился в маленьком городке Марбахе в семье бедного военного фельдшера. В 14 лет по приказу герцога Карла Евгения был зачислен в академию, которая должна была готовить чиновников для герцогской службы. В академии был военный режим, но вместе с тем лекции читались на университетском уровне. Шиллер вынес оттуда хорошие знания по истории, философии, естествознанию. Его специальностью была медицина. В 1780 окончил академию, представив диссертацию «О связи животной и духовной природе человека», был назначен полковым врачом в Штутгарт – столицу Вюртемберга. В 1781 году анонимно вышла его его первая драма «Разбойники», поставленная в следующем году. Премьера прошла триумфально. Шиллер тайком поехал на премьеру, за самовольный отъезд Ш. поплатился двухнедельным арестом и запретом писать. Он решет бежать в Мангейм начались годы литературной и театральной работы.

Пафос «разбойников» направлен против тирании в любых ее проявлениях. Об этом говорит уже латинский эпиграф «Против тиранов». Сюжет взят из различных источников. Противопоставление двух братьев часто встречается в литературе 18 века. Прямым источником послужила повесть Шубарта «К истории человеческого сердца», но в некоторых сценах встречаются реминисценции из «Короля Лира» и «Ричарда 3».

Другой важный мотив – тема «благородного разбойника», который опирается и на реальные факты. В Германии тогда стихийно возникали разбойничьи банды. Каждого из будущих разбойников Шиллер наделил индивидуальным обликом, моральными принципами, только ему присущим поведением. Различны мотивы, приведшие их в банду. Сам Карл Моор отдает свою долю беднякам, но он беспощаден к тем, в ком видит источник произвола и угнетения. Однако к концу драмы он убеждается, что его товарищи пролили немало крови невинных жертв, что устранить насилие насилием нельзя. Тогда он сам вершит суд над собой и сдается властям.

Антагонист Карла – его младший брат Франц. Он завидует любимцу отца, счастливому сопернику в любви Амалии и глумится над такими понятиями, как совесть, честное имя, узы родства. Устранив со своего пути Карла, он торопит смерть отца. В конце драмы в страхе пред надвигающимся возмездием и небесной карой за свои преступления он кончает жизнь самоубийством. Полярная противоположность братьев отражена и в их гибели – в обоих случаях добровольной, но имеющей совершенно разный нравственный смысл. Принцип антитезы распространяется и на второстепенных персонажей: двух священников – коварного католического патера, пытающегося склонить разбойников к выдаче властям их атамана, и благородного протестантского пастора, бесстрашно выносящего нравственный приговор своему господину Францу. Контрастен и язык драмы: сентиментально взволнованные монологи Карла чередуются с грубой речью разбойников. Гиперболизация характеров, сгущение красок, патетическое красноречие – несомненно наследие штюрмерской поэтики, но у Шиллера она драматургически оправдана: на всем этом в немалой степени держится трагический накал.