На проблему российской цивилизации в отечественной науке и политической практике существует три точки зрения.

1/ Сторонники первой- западники и марксисты. ис­ходят из однолинейности мировой истории (т.е. все страны, в том числе и Россия, проходят одни и те же стадии и тот же путь). Особенности русской истории происходят из-за отсталости России от запада. Исто­рики считают; что произошла «задержка» (С. М. Соловьев называет причиной неблагоприятные внешние ус­ловия), нов целом Россия повторяет - путь западных стран.

2/ Н. Я. Данилевский и его последователи исходят из многолинейности исторического развития: история- это ­совокупность историй ряда самобытных цивилизаций, каждая из которых развивает какую-либо сторону человеческой истории. Данилевский писал, что про­гресс – не значит идти в одном направлении, а. проходить равные расстояния. Славянскую цивилизацию онназывал «объединительной цивилизацией»,развиваю­щей политические, культурные, религиозные, экономические начала.

3/ Н.Милюков и его последователи пытались при­мирить первые две точки зрения, считая: что на исто­рию любой страны влияют следующие условия:

- внутренняя тенденция развития/ придает сходство развитию разных стран/ -особенности материальной среды (разнообразие); - влияние отдельных особенностей (случайность) .

Выделяют четыре группы факторов, обусловив­ших своеобразие российской цивилизации.

1. Прuродно – клuмaтuческue факторы.

Более половины территории России находится в районе 60-й параллели северной широты, которая счи­тается непригодной для нормальной жизни 1<1 деятель­ности людей. Короткий цикл сельхозработ (125-130 рабочих дней с середины апреля по середину сентяб­ря). Почва требовала тщательной обработки, а време­ни не хватало, в том числе и на заготовку корма для скота. Жизнь крестьянина зависела от плодородия почвы и капризов погоды. Неизбежность труда днем и ночью с использованием всех резервов семьи (назва­ние сельхозработ «cтpaдa от глагола страдать). На За­паде почва обрабатывалась 4-6 раз (перерыв в работах с декабря по январь). Низкий объем совокупного про­дукта приводил в России к жестким рычагам государ­ственного изъятия, что в свою очередь порождало дес­потизм центральной власти и устойчивость общинных институтов как гарантов выживания. Особенности на­ционального характера: способность к крайнему напряжению сил, концентрации на сравнительно про­тяженный период времени всех физических и духов­ных сил. Дефицит времени не позволял выработать привычку к тщательности, аккуратности в работе. Эк­стенсивность, рискованность земледелия выработали легкость в перемене мест. Тяжелые условия труда­ ,коллективность, доброта, самопожертвование.

2. Геоnолитuческuе факторы

А). Неблагоприятные:

-обширная, слабозаселенная территория (50% тер­ритории имело плотность 1 человек на 1 кв.Км), отток населения, контроль государства за личностью земледельца (1649 г. - Соборное уложение, окончательное закрепощение крестьян; а в Европе- ­Английская буржуазная революция, казнь короля Карла 1);

- незащищенная естественными преградами грани­ча, многочисленные иноземные нашествия, необходимость колоссальных усилий по обеспечению безопасности, материальных затрат ( при низкой производительности труда), людских ресурсов (при малочисленном населении).Концентрация усилий вела к возрастанию роли государства, росту воен­ного сословия и наделению его землей, прикреп­лению крестьян к земле;

- оторванность от морей и морской торговли: экс­порт - посредникам дешево, а импорт дорого; необходимость длительных войн за выход к морям, приводивших к возрастанию роли государства и армии.

Б). Благоприятные:

- речная сеть, благоприятствующая территориально­му единству исторического ядра и распростране­ние российской государственности, сплочение было на­родное и государственное, экономическое и поли­тическое;

- серединное положение между Европой и Азией, заинтересованность многих государств в стабиль­ности России, так как через нее шли важнейшие торговые пути.

.

3. Конфессиональный фактор.)

Религия - восточный (византийский тип христи­анства, для которого xapaктеpно стремление к внут­реннему единству, отказ от светской власти, поиски коллективного пути спасения. Церковь в России ни­когда не была противовесом власти, поддерживая идею харизматичности власти.

. 4. Фактор социальной организации

Первичная хозяйственно-социальная ячейка ­корпорация (община, артель, товарищество ит. д.), а не частнособственническое образование, как на Западе:

- государство - не надстройка над гражданским об­ществом, а становой хребет, создатель гражданс­кого общества; .

государственность либо обладает сакральным ха­рактером, либо неэффективна (Смутное время, правление Николая П);

-государство, общество, личность не разделены, не автономны, а взаимопpoницаемы, целостны, собор­ны;

- государственность опирается на корпорацию служилой знати (дворянство, номенклатура и т.д.).

Таким образом, в процессе исторического разви­тия России менялись формы, а не суть, которая вновь воссоздавалась, обеспечивая жизнеспособность россий­ского общества.