На проблему российской цивилизации в отечественной науке и политической практике существует три точки зрения.
1/ Сторонники первой- западники и марксисты. исходят из однолинейности мировой истории (т.е. все страны, в том числе и Россия, проходят одни и те же стадии и тот же путь). Особенности русской истории происходят из-за отсталости России от запада. Историки считают; что произошла «задержка» (С. М. Соловьев называет причиной неблагоприятные внешние условия), нов целом Россия повторяет - путь западных стран.
2/ Н. Я. Данилевский и его последователи исходят из многолинейности исторического развития: история- это совокупность историй ряда самобытных цивилизаций, каждая из которых развивает какую-либо сторону человеческой истории. Данилевский писал, что прогресс – не значит идти в одном направлении, а. проходить равные расстояния. Славянскую цивилизацию онназывал «объединительной цивилизацией»,развивающей политические, культурные, религиозные, экономические начала.
3/ Н.Милюков и его последователи пытались примирить первые две точки зрения, считая: что на историю любой страны влияют следующие условия:
- внутренняя тенденция развития/ придает сходство развитию разных стран/ -особенности материальной среды (разнообразие); - влияние отдельных особенностей (случайность) .
Выделяют четыре группы факторов, обусловивших своеобразие российской цивилизации.
1. Прuродно – клuмaтuческue факторы.
Более половины территории России находится в районе 60-й параллели северной широты, которая считается непригодной для нормальной жизни 1<1 деятельности людей. Короткий цикл сельхозработ (125-130 рабочих дней с середины апреля по середину сентября). Почва требовала тщательной обработки, а времени не хватало, в том числе и на заготовку корма для скота. Жизнь крестьянина зависела от плодородия почвы и капризов погоды. Неизбежность труда днем и ночью с использованием всех резервов семьи (название сельхозработ «cтpaдa от глагола страдать). На Западе почва обрабатывалась 4-6 раз (перерыв в работах с декабря по январь). Низкий объем совокупного продукта приводил в России к жестким рычагам государственного изъятия, что в свою очередь порождало деспотизм центральной власти и устойчивость общинных институтов как гарантов выживания. Особенности национального характера: способность к крайнему напряжению сил, концентрации на сравнительно протяженный период времени всех физических и духовных сил. Дефицит времени не позволял выработать привычку к тщательности, аккуратности в работе. Экстенсивность, рискованность земледелия выработали легкость в перемене мест. Тяжелые условия труда ,коллективность, доброта, самопожертвование.
2. Геоnолитuческuе факторы
А). Неблагоприятные:
-обширная, слабозаселенная территория (50% территории имело плотность 1 человек на 1 кв.Км), отток населения, контроль государства за личностью земледельца (1649 г. - Соборное уложение, окончательное закрепощение крестьян; а в Европе- Английская буржуазная революция, казнь короля Карла 1);
- незащищенная естественными преградами гранича, многочисленные иноземные нашествия, необходимость колоссальных усилий по обеспечению безопасности, материальных затрат ( при низкой производительности труда), людских ресурсов (при малочисленном населении).Концентрация усилий вела к возрастанию роли государства, росту военного сословия и наделению его землей, прикреплению крестьян к земле;
- оторванность от морей и морской торговли: экспорт - посредникам дешево, а импорт дорого; необходимость длительных войн за выход к морям, приводивших к возрастанию роли государства и армии.
Б). Благоприятные:
- речная сеть, благоприятствующая территориальному единству исторического ядра и распространение российской государственности, сплочение было народное и государственное, экономическое и политическое;
- серединное положение между Европой и Азией, заинтересованность многих государств в стабильности России, так как через нее шли важнейшие торговые пути.
.
3. Конфессиональный фактор.)
Религия - восточный (византийский тип христианства, для которого xapaктеpно стремление к внутреннему единству, отказ от светской власти, поиски коллективного пути спасения. Церковь в России никогда не была противовесом власти, поддерживая идею харизматичности власти.
. 4. Фактор социальной организации
Первичная хозяйственно-социальная ячейка корпорация (община, артель, товарищество ит. д.), а не частнособственническое образование, как на Западе:
- государство - не надстройка над гражданским обществом, а становой хребет, создатель гражданского общества; .
государственность либо обладает сакральным характером, либо неэффективна (Смутное время, правление Николая П);
-государство, общество, личность не разделены, не автономны, а взаимопpoницаемы, целостны, соборны;
- государственность опирается на корпорацию служилой знати (дворянство, номенклатура и т.д.).
Таким образом, в процессе исторического развития России менялись формы, а не суть, которая вновь воссоздавалась, обеспечивая жизнеспособность российского общества.