Вопрос №10. Тема буржуазии в творчестве Мольера ( «скупой», «мещанин во дворянстве»).

Вопрос №9.Социально-философская проблематика «Дон Жуана» Мольера. Проблема метода в комедии.

образ главного героя в пьесе Мольера «Дон Жуан».

первой реально поставленной пьесой Мольера является «Дон Жуан» (1664 г.). Сюжет был заимствован Мольером у испанского драматурга Тирсо де Молины. Но Молина обращал внимание на религиозную тематику, а Мольер – на социальную. Дон Жуан предстаёт запоздалым представителем либертинажа с его погоней за удовольствиями. Герой Мольера – типичный французский аристократ XVII века. Дон Жуан свободен от социальной ответственности и откровенно презирает любые занятия. Особенно презрительно он относится к третьему сословию и его патриархальным устоям. Главная характеристика героя – нигилизм. Дон Жуан у Мольера – очень симпатичный человек, открыто демонстрирующий свой цинизм, не лицемер. У героя Мольера свободный, во всём сомневающийся ум. Дон Жуан живёт здесь и сейчас. В конце пьесы Дон Жуан избирает путь лицемерия – единственный способ уйти от ответственности и проблем. Но тут его настигает кара Божья. Но и за гробом Дон Жуан продолжает сеять неудобства и пороки.

В комедии Мольера много комических положений и фарсовых ситуаций. Мольер нарушает единство действия и времени. «Дон Жуан» написан в прозе. Такой свободой комедия Мольера предвещала просветительскую комедию.

 

Буржуазные и дворянские нравы в комедии Мольера «Мещанин во дворянстве»

Ж. Б. Мольер написал более тридцати комедий. В них он высмеж ханжество, лицемерие, тупость и легкомыслие, дворянскую спесь и чванливость французских буржуа. В своей комедии «Мещанин во дворянстве» он обратился к актуальной в то время проблеме: обнищанию аристократов и проникновению их в среду зажиточных буржуа, стремящихся за большие деньги купить дворянский титул. Как мы знаем, Мольер всегда следовал своему принципу «исправлять людей, развлекая их». Вот и постарался великий комедиограф в своем произведении высмеять мещанина Журдена, одержимого идеей стать дворянином, то есть тем, кем тот не мог быть ни по происхождению, ни по воспитанию.

С первой минуты знакомства с персонажами комедии становится ясно, что всю силу своего таланта Мольер направил именно на то, чтобы показать глупость затеи в общем-то честного человека, стремящегося отдать свой капитал всего лишь за дворянский титул. Иначе не назовешь его затею, как помешательством. Именно об этом и говорит учитель музыки, верно подметив одержимость своего хозяина: «Господин Журден с его помешательством на дворянстве и на светском обхождении - это для нас просто клад».

Как же смешон Журден в некоторых признаниях относительно своего обучения: «Я и не подозревал, что вот уже более сорока лет разговариваю прозой». Но не только смешно слышать признание в собственном невежестве этого немолодого человека, своим трудом добывавшего капитал, глупость неглупого человека - вот то, что заставляет досадовать нас, современных читателей. Ведь он в точности, знает, как потрачена каждая копейка, в уме держит сложные расчеты, связанные с исчислением долгов графа Доранта. Глупость его заключается еще и в том, что он не может постичь своим умом: быть похожим на дворянина только внешне - не значит соответствовать своему идеалу. Именно поэтому он очень смешон в красных бархатных штанах, зеленом камзоле, в узких чулках со спущенными петлями и тесных башмаках. Буквально ощущаешь его неудобства, читая комедию. Драматург дает нам возможность.

Мольер - один из самых значительных комедиографов классицизма. Ему принадлежат подлинные открытия в области этого жанра литературы. В своих произведениях писатель в первую очередь стремился правдиво и точно отображать действительность. Наблюдая за людьми, их поступками, желаниями, страстями, он создавал яркие типические характеры. Автор не только рисовал отдельные портреты, а изображал быт и нравы всего современного общества. Однако для Мольера это было не простое изображение, но и особая форма протеста против социальной несправедливости и несовершенства существующего общества. Его внимание, как автора комедий, привлекали все нарушения норм человеческой природы, отклонения от естественных стремлений человека во имя надуманных ценностей. По его мнению, фальшивые, лживые идеалы лежат в основе извращенной морали.

Именно поэтому он требовал от людей подлинной нравственной строгости, умения подчинять свои желания и свое поведение требованиям разума.

В ряде своих произведений Мольер высмеивает одно из характерных явлений общественной жизни того времени - стремление буржуазии к приобретению дворянских титулов, привилегий, манер; желание во всем подражать дворянскому сословию. Примером тому является его комедия «Мещанин во дворянстве», где соединилась мечта писателя о создании крупного, серьезного произведения и необходимость написать пьесу по заказу короля, который поставил перед писателем определенные условия.

Так появилась пьеса, в основу которой был положен сюжет о богатом буржуа, готовом в своем стремлении к аристократическим титулам принять нелепое, фантастическое звание «мамамуши» и подвергнуться маскарадному обряду посвящения в это звание. Таким персонажем в комедии является господин Журден - простодушный, недалекий мещанин, неожиданно разбогатевший. Его единственное страстное желание - стать дворянином. И именно это желание обусловливает его странное, нелепое поведение. Он покорно подвергается «воспитанию», с целью перенять манеры маркизов и во всем доверяет обманщику Доранту, который пользуется доверчивостью героя в корыстных целях.

В этот сюжет автор вводит и другие линии: перед нами разворачивается история любви дочери Журдена - Люсили и ее возлюбленного Клеонта. Отец девушки желает, чтобы его дочь вышла замуж непременно за дворянина. Клеонт, принадлежащий по рождению к буржуазии, ради своей любви вынужден сыграть на этой мании Журдена (добиваясь брака с Люсилью, он выдает себя за сына турецкого султана).

Желая полностью разоблачить мелкобуржуазные нравы, Мольер еще больше осложняет основной мотив: Журден, во всем перенимающий привычки дворян, решает, по примеру придворных, ухаживать за настоящей маркизой Дорименой. Дорант же, стремясь поживиться за счет наивного буржуа, подыгрывает герою и внушает ему, что маркиза к нему неравнодушна. Это обстоятельство лишь подталкивает Журдена к активным и нередко комичным действиям. А проходимец граф берется всячески ему помогать.

Если присмотреться, можно легко понять, кем же на самом деле выступают те, на кого так хочет быть похожим герой Мольера. Граф Дорант - человек благородного происхождения, обладающий изысканными манерами, но по сути своей - настоящий авантюрист, мошенник, ради наживы готовый на любую подлость. Доримена, внешне подкупающая своей вежливостью, при ближайшем рассмотрении не многим отличается от Доранта, и также бессовестно обирает простоватого мещанина. Создавая в своем произведении такие нелестные образы представителей дворянского сословия, писатель дает понять, что невежественный и наивный Журден, хоть и эгоистичный, тщеславный, но вместе с тем честный человек - в нравственном отношении намного превосходит тех аристократов, подражать которым он так стремится.

Высмеивая буржуазные и дворянские нравы, автор в то же время с искренним сочувствием и симпатией изображает людей из народа. Народность творчества Мольера проявляется и в языке комедии, и в положительных характеристиках, которыми он наделяет простых людей. В произведении используются пословицы, поговорки, народные песни и поверия. Писатель с огромным мастерством применяет просторечия, остроты, которые придают произведению неповторимое очарование.

Таким образом, создавая комедию, призванную изначально развлечь короля, Мольер на самом деле написал яркое и острое сатирическое произведение, в котором выступил с решительной критикой и откровенной пародией на весь буржуазный и дворянский свет.

 

своеобразие поздней драматургии Мольера (комедии «Мещанин во дворянстве», «Скупой», «Мнимый больной»).

комедия «Скупой» была поставлена на сцене в 1668 г. В этой комедии происходит поворот Мольера к изображению городской жизни. Мольер одним из первых уловил возросшее влияние города и «дворянства мантии». В комедии «Скупой». Мольер использует сюжет, идущий от Плавта, и трансформирует его согласно современности. Мольеровский Гарпагон – плод своего века. В его образе акцент делается на социально обусловленных чертах. Пушкин акцентирует у мольеровского Скупого одну доминантную черту. Но у Мольера обстановка пьесы позволяет проявлять скупость с разных сторон. Главный побудительный мотив персонажа – деньги, это главное мерило его жизни. Деньги извращают его характер – он становится равнодушным к семейным обязанностям, дети для него – орудие обогащения. Он хочет жениться на невесте своего сына, думая, что сможет искупить деньгами отсутствие душевной теплоты. Мольер показывает разрушение патриархальных ценностей. В семье Гарпагона плетутся интриги. Решить вопрос могут только деньги. Через общечеловеческое Мольер зондирует социальные проблемы. Гарпагон в общении с заёмщиками показан жёстким ростовщиком. В городе он предстаёт как значительное лицо. В поздних пьесах Мольера происходит расшатывание классицистической однозначности.

Пьеса «Мещанин во дворянстве» является неопределённой по жанру. С одной стороны, это комедия характеров, но Мольер включает в комедию множество пантомимных сцен. Мольер активно экспериментирует с разными жанровыми образцами. Это вызвано тем, что идеологическая комедия не может развиваться. Но этот ход возвращает Мольера к фольклорным истокам. В пьесе происходит столкновение Журдена со вторичными персонажами. В массе персонажей Мольера интересует коллективная характеристика среды третьего сословия. В позднем творчестве Мольера характеры становятся более просты. Журден – герой, выламывающийся из своей среды. Его стремления в комедии доведены до гротеска, но это поведение отражает рост самосознания третьего сословия, возвышение «дворянства мантии». Дворянство начинает нищать, терять имущественные привилегии. Смешное желание возвыситься до дворянина нарушает семейный порядок. Журден становится семейным тираном, но при этом остаётся добрым и наивным человеком, чем и пользуется его окружение. Основная идея пьеса – нужно быть тем, кто ты есть. Мольер возвращается к теме лицемерия. Но слепота Журдена временная и поддаётся излечению.

В позднем творчестве (1670-е гг.) Мольер обращается к теме городской жизни. Его персонажи становятся разнообразнее. Жизнь города – единый организм, в основе которого – принцип здравого смысла. В комедии «Мнимый больной» главный герой Арган попадает в ситуацию короля Лира. Он хочет почувствовать любовь и заботу домашних. Его поведение порождает раскол в семье, исток мещанской трагедии. Жена Аргана Беллина стремится возвыситься благодаря интригам. Комизм пьесы строится на внешних приёмах. Лицемерие становится более лёгким.

Ряд поздних комедий Мольера довольно широк («Учёные женщины», «Плутни Скопена» и т.д.). В последние годы своей жизни Мольер постоянно вызывал недовольство. Слухи в адрес Мольера были призваны показать его безнравственность. На одном из представлений «Мнимого больного» Мольер скончался от сердечного приступа. Его запретили хоронить на освящённой земле. Его похоронили за церковной оградой с соблюдением христианских обрядов. На рубеже XVII – XVIII веков Мольер стал выразителем новых идей.