III. Разработка тактики управления связей с общественностью и их реализация.
1.«Пробные замеры» – опросы респондентов и мониторинг.
2.Разработка плана ПР-кампании:
а) выбор наиболее эффективных средств коммуникации и их приоритеты, в том числе выбор средств массовой информации и способов их использования;
б) разработка плана-графика ПР-кампании.
В реальных условиях ПР-деятельность далеко не всегда включает все эти этапы в полном объеме. Как правило, отсутствует предварительная стадия. Большинство российских руководителей исповедует принцип Бонапарта, гласящий, что сначала надо ввязаться в бой, а там будет видно. Очень редко делается достаточно квалифицированная и полная диагностика групп общественности. Недостаточно подробно проводится «сегментация». В результате их пропаганда направляется на все население сразу, что делает ее менее эффективной.
Каждый из представленных этапов управления связей с общественностью содержит большое число самостоятельных элементов, поэтому целесообразно рассмотреть их более подробно.
На этапе предварительной подготовки менеджмент как субъект управления должен определить потенциальные ресурсы, которыми он сможет располагать в процессе ПР-деятельности, а также социальную базу поддержки, ответить на главный вопрос: «Зачем он проводит данную кампанию связей с общественностью?»
Организация управленческого процесса условно включает три стадии: предварительную, основную и заключительную.
Предварительная стадия начинается задолго до официального объявления начала кампании связей с общественностью (за год и больше). Итогом этой стадии является решение управленческих структур на практике приступить к ПР-деятельности. Предварительная стадия обычно включает в себя проработку таких вопросов, как предварительный анализ социальных предпочтений различных групп общественности, обобщение возможных ресурсов и социальных последствий.
Основная стадия управленческого процесса – это время от принятия решения о проведении кампании до подведения итогов достигнутых результатов.
Цель заключительной стадии – закрепление положительных результатов в сфере связей с общественностью, а в случае неудачи – создание информационных поводов, объясняющих те или иные недостатки.
2. Основные элементы планирования и реализации связей с общественностью
Процесс планирования основной цепи управления связей с общественностью можно представить в виде следующих условно-последовательных звеньев:
1) диагностика групп общественности;
2) определение полных ресурсов;
3) разработка формализованных целей;
4) анализ социальной структуры и определение целевых групп;
5) разработка программы;
6) разработка концепции политики связей с общественностью;
7) разработка стратегии управления связей с общественностью;
8) разработка плана ПР-кампании;
9) разработка графика мероприятий по поддержке связей с общественностью;
10) разработка плана контроля за исполнением графика мероприятий связей с общественностью.