Построение вариационного ряда и расчет показателей вариации.
Пример 5.
В результате проведения выборочного обследования торговых точек города были получены следующие данные о расходах на рекламу и объемах продаж.
Таблица 6.
№ торговой организации | Расходы на рекламу за квартал, тыс. руб. | Объем продаж за квартал, млн. руб. |
Задание:
Постройте статистический ряд распределения торговых организаций по объему продаж, образовав 4 группы с равными интервалами. Постройте график ряда распределения. Рассчитайте показатели вариации.
В данном случае величина интервала будет равна: . Образуем группы торговых точек по объему продаж. В случае равных интервалов, групповые интервалы равны:
В каждой группе рассчитаем число торговых организаций.
Таблица 7.
Группировка торговых организаций по объему продаж.
Группы торговых организаций по объему продаж, млн. руб. | Число торговых организаций | Удельный вес торговых организаций в процентах к итогу |
4 - 18 | 8,0 | |
18 - 32 | 20,0 | |
32 - 46 | 32,0 | |
46 - 60 | 40,0 |
Наиболее характерной является группа торговых точек с объемом продаж от 46 млн. руб. до 60 млн. руб., которая составляет 40% всех торговых точек выборки. Более половины торговых точек (72%) имеют объем продаж от 32 млн. руб. до 60 млн. руб.
Построим график ряда распределения.
Расчет показателей вариации оформим в таблице:
Группа торговых организаций по объему продаж, млн. руб. | Число торговых организаций fi | |||
4-18 | ||||
18-32 | ||||
32-46 | ||||
46-60 | ||||
ИТОГО: |
млн. руб.
млн. руб.
млн. руб.
Задание:
По данным таблицы 6, произведите группировку торговых организаций по сумме затрат на рекламу, образовав 4 группы с равными интервалами. По каждой группе и в целом по совокупности определите число торговых точек, сумму затрат на рекламу в целом по группе и в среднем на 1 торговую точку; объем продаж в целом по группе и в среднем на 1 торговую точку. Рассчитайте эмпирическое корреляционное отношение, поясните его смысл
Решение:
Факторным или группировочным признаком будет размер расходов на рекламу, а результативным признаком , который зависит от факторного, будет объем продаж. Образуем 4 группы торговых точек с равными интервалами по расходам на рекламу.
Таблица 8.
Группировка торговых точек по затратам на рекламу.
Группы торговых точек по размеру расходов на рекламу, тыс. руб. | Число Торговых точек | Расходы на рекламу, тыс. руб. | Объем продаж, млн. руб. | ||
Всего по группе | В среднем на одну торговую точку | Всего по группе | В среднем на одну торговую точку | ||
44-58 | 51,25 | 19,25 | |||
58-72 | 68,00 | 41,56 | |||
72-86 | 80,50 | 43,00 | |||
86-100 | 94,00 | 46,00 | |||
Итого | 72,40 | 38,92 |
Из таблицы видно, что с ростом расходов на рекламу, приходящихся в среднем на одну торговую точку, растет и объем продаж. Однако объем продаж для 2-ой, 3-ей и 4-ой групп растет медленно, т.е. не очень сильно зависит от роста расходов на рекламу.
Рассчитаем межгрупповую дисперсию результативного признака:
- среднее значение результативного признака в j - ой группе,
- число элементов в j - ой группе
- общее среднее значение результативного признака.
Таблица 9.
Расчетная таблица для нахождения межгрупповой дисперсии результативного признака.
Группы торговых точек по затратам на рекламу, тыс. руб. | Число Торговых точек | Объем продаж в среднем по группе, млн. руб. | |||
44-58 | 19,25 | -19,67 | 386,909 | 1547,636 | |
58-72 | 41,56 | 2,64 | 6,970 | 62,726 | |
72-86 | 43,00 | 4,08 | 16,646 | 166,464 | |
86-100 | 46,00 | 7,08 | 50,126 | 100,253 | |
Итого | 38,92 | 1877,079 |
Найдем общую дисперсию результативного признака по формуле:
Таблица 10.
Расчетная таблица для нахождения общей дисперсии результативного признака.
Итого |
Тогда получим
Коэффициент детерминации равен отношению межгрупповой и общей дисперсии. Он показывает, какую часть вариации результативного признака под воздействием факторного признака составляет от общей вариации результативного признака:
Таким образом, вариация объема продаж на 39,4% процента обусловлена вариацией расходов на рекламу. Квадратный корень из коэффициента детерминации называют эмпирическим корреляционным отношением, которое показывает тесноту связи между признаком группировочным и результативным. Корреляционное отношение равно . Так как 0,628 < 0,7, то считаем что зависимость между признаками умеренная.