Тема 8. Статистика товародвижения и товарооборота.
Тема 7. Рынок товаров и услуг как предмет и объект статистического исследования.
Рынок товаров (продуктов, услуг) – это система отношений купли-продажи между экономически свободными продавцами и покупателями.
Студент должен уяснить, что предметом статистики рынка являются массовые рыночные явления и процессы, поддающиеся количественной оценке (4, с. 7-8).
Важным является вопрос дифференциации рынка, классификации рыночных партнеров и определения товарных связей, а также связанных с этим задач и определения системы показателей статистики рынка (4, с. 9-18).
Особое внимание следует уделить показателям статистики рынка в СНС и ее информационной базе (4, с. 18-30), изучению и статистической оценке конъюнктуры рынка (4, с. 35-93), статистическим методам маркетингового исследования на потребительском рынке (4, с 101-160).
В этой главе необходимо обратить внимание на такие понятия, как товар, товародвижение н его звенность, каналы товародвижения и их уровни, понятие товарооборота как процесса купли продажи, обмена товара на деньги, задачи статистики (3, с. 444-448; 4, с. 216-222).
При изучении системы показателей статистики товародвижения и товарооборота следует уяснить, что товарооборот является центральным показателем статистики рынка, выделить его основные категории (валовой, оптовый, розничный, чистый), расчет коэффициента звенности (4, с 222-232). Особо выделяются вопросы статистической оценки оптового и розничного товарооборотов.
В процессе изучения оптового товарооборота (поставки товаров) необходимо усвоить систему статистических показателей, включающих расчет (4, с. 232-250):
Ø уровня выполнения договорных обязательств по объему
или ;
Ø абсолютного размер отклонения поставки от договора
или ;
Ø уровня выполнения договорных обязательств по ассортименту
% вып. дог. по ассорт. = | Сума фактического объема поставки без превышения договора | х 100%; |
Сумма договорного объема поставки |
Ø структуры поставки фактически и по договору (d) в % как отношение поставки по отдельным ассортиментным группам к сумме поставки;
Ø показателя равномерности поставки (r) по формуле r=100-v, где v – коэффициент вариации, рассчитываемый по формуле , где – среднеквадратичное отклонение объема поставки за каждый равный отрезок времени от среднего уровня за весь период;
,
где – поставка з/ok-t.ru/studopediaru/baza1/1076062935896.files/image246.png" /> – средний размер поставки за весь период:
,
где – число отрезков времени;
Ø коэффициент аритмичности:
,
где – коэффициент аритмичности, чем ближе он к 0, тем ритмичнее поставка, и наоборот.
В процессе изучения розничного товарооборота, необходимо усвоить систему статистических показателей, включающих расчёт (4, с. 272-277):
1) товарооборота на душу населения , исчисляемый по формуле , где – средний товарооборот на душу населения за период; – сумма товарооборота за период; – среднегодовая численность населения за период;
2) динамики товарооборота на душу населения по формуле
или ,
где и – средний душевой товарооборот соответственно в отчётном и базисном периодах;
– индекс товарооборота в действующих ценах;
– индекс средней годовой численности населения.
3) абсолютное изменение товарооборота в целом:
,
в том числе за счёт изменения:
ü средней численности населения
ü товарооборота на душу населения
Изучая статистические методы оценки розничного товарооборота, учащиеся должны обратить внимание на изучение структуры розничного товарооборота, применяя балансовый метод (4, с. 282-287).
Для оценки динамики оптового и розничного товарооборота статистика применяет индексный метод (4, с. 251-271).