Понятие официальной и неофициальной статистики. Ошибки при сборе и обработке статистического материала.

Различают официальную и неофициальную статистику. Под официальной статистикой понимают все статистические исследования и меры по сбору сведений, которые осуществляются в соответствии с правительственным распоряжением.

Органами, представляющими официальную статистику в России, являются:

- Государственный комитет Российской Федерации по статистике (Госкомстат России) и его подразделения в регионах России;

- органы статистики в Министерствах, федеральных агенствах, ведомствах, комитетах, др.

К неофициальной статистике относятся исследования, проводимые в области маркетинга, исследования спроса и общественного мнения: юридическими и физическими лицами, научно-исследовательскими организациями, консалтинговыми фирмами, инвестиционно-финансовыми компаниями, аналитическими агенствами и др.

Ошибки могут возникать как при сборе, так и при обработке статистического материала по следующим причинам:

1 неточность в измерениях или классификациях, ошибочном выборе объектов;

2 сознательное искажение данных при опросах;

3 пропуски в данных или двойное описание объектов;

4 неправильное истолкование признаков обследования;

5 неправильная группировка данных, толкование корреляции;

6 неточное, не соответствующее реальным данным, графическое представление.

 

Тема 2 Статистические наблюдение, группировка, таблицы, графики

2.1. Статистическое наблюдение: сущность и этапы проведения.

Статистическая работа в любой сфере деятельности начинается с получения исходной информации, т.е. учета фактов и сбора первичного статистического материала. Научно организованный учет (регистрацию) фактов о социально-экономических явлениях и процессах и сбор полученных на основе этого учета массовых первичных данных называют статистическим наблюдением. Статистическое наблюдение ставит своей целью получение достоверной информации, объективно освещающей фактическое положение вещей, для выявления закономерностей развития явлений и процессов. Полученные исходные числовые данные в дальнейшем подвергаются обработке и анализу, в результате которых формируются статистические данные, т.е. совокупность количественных характеристик социально-экономических явлений и процессов. Материалы статистического наблюдения должны быть достаточно полными, не иметь ошибок и быть пригодными для познания массовых общественных явлений и процессов. Чтобы обеспечить высокую достоверность и надежность статистических данных, полноту охвата изучаемого явления и своевременность получения информации, статистическое наблюдение организуется и проводится по научно обоснованной программе. Процесс проведения статистического наблюдения предусматривает последовательное выполнение следующих этапов:

1 подготовку наблюдения (определение целей, задач, объекта наблюдения, состава признаков, подлежащих регистрации, разработка документов, выбор отчетной единицы и единицы наблюдения, методов и средств получения данных, подбор кадров);

2 проведение массового сбора данных (непосредственное заполнение статистических формуляров) путем рассылки анкет, вопросников, бланков, форм статистической отчетности и сдачи последних в органы, осуществляющие наблюдение;

3 подготовку данных к автоматизированной обработке, включающей арифметический и логический контроль.

По результатам наблюдения выявляются причины, приведшие к неверному заполнению бланков или искажению информации, и разрабатываются меры по совершенствованию будущих наблюдений. Научная организация статистического наблюдения создает условия для получения объективных и точных сведений.

2.2. Статистическое наблюдение: объект, программа и инструментарий. Виды и способы статистического наблюдения. Формы организации статистического наблюдения. Отчетность организаций. Единый государственный регистр предприятий и организаций всех форм собственности России (ЕГРПО).

Объект статистического наблюдения состоит из массы отдельных элементов – единиц наблюдения. Отрасль связи, как объект наблюдения, включает в себя различные организации связи, акционерные общества, унитарные предприятия и их филиалы: почтамты, телеграфы, городские телефонные станции, районные узлы почтовой и электрической связи и др. Услуги почтовой связи как объект наблюдения состоят из писем, почтовых карточек, бандеролей, посылок, денежных переводов, печатных изданий и пр. Чтобы исследовать явление, необходимо изучить все единицы, входящие в объект статистического наблюдения. Таким образом, наряду с объектом наблюдения необходимо установить еще единицу наблюдения, т.е. источник информации или составной элемент объекта наблюдения, являющийся носителем признаков, подлежащих регистрации.

Каждая единица наблюдения характеризуется определенными чертами, свойствами, которые в статистике называются признаками. Например, телеграмма характеризуется количеством слов и категорийностью (обыкновенная, срочная), посылка – массой и объявленной ценностью; телефонное соединение (разговор) – продолжительностью, расстоянием связи и категорийностью (обыкновенное, срочное).

Признаки, которые принимают различные значения у отдельных единиц наблюдения называются варьирующими. Единицу наблюдения следует отличать от отчетной единицы – субъекта, от которого поступают необходимые статистические данные. Так при организации статистического наблюдения за количеством писем, почтовых карточек, бандеролей в 1 кг массы письменной корреспонденции единицей наблюдения является отправление письменной корреспонденции, а отчетной единицей – организация или структурное подразделение почтовой связи

Далее следует разработать статистический формуляр – документ, содержащий программу и результаты наблюдения. В основе организации и проведения статистического наблюдения лежит программа наблюдения. Разработке программы предшествуют формулировка цели и задач статистического наблюдения, определение состава используемых в анализе методови необходимых группировок, на основе которых выявляются исследуемые признаки.

Состав подвергаемых изучению признаков и показателей определяется в зависимости от тех задач, которые поставлены перед статистическим исследованием. Если, например, ставится задача изучить на предприятиях связи уровень использования трудовых ресурсов, то следует собирать сведения об объемах оказываемых услуг в стоимостном и натуральном измерении, затратах труда, уровне оплаты труда, степени автоматизации, квалификации работников и других показателях, влияющих на производительность труда. Цели и задачи статистического исследования определяют характер того материала, который необходимо получить в процессе наблюдения и объект наблюдения, который предоставит необходимую информацию об изучаемом явлении.

Наряду с разработкой программы составляется инструкция к ней. Инструкция разъясняет вопросы программы, дает правильное их толкование, указывает, как следует отвечать на тот или иной вопрос программы, какие первичные данные необходимы при этом. Формуляр и инструкция по его заполнению составляют инструментарий статистического наблюдения.При подготовке статистического наблюдения должны быть решены вопросы применения ЭВМ, т.е. учтены определенные требования к носителям информации.

В зависимости от методологии обработки результатов наблюдения могут использоваться две системы формуляров (карточек, отчетов, переписных листов, анкет, бланков опроса): индивидуальная и списочная. Индивидуальный формуляр предусматривает запись ответов на вопросы программы одной единицы наблюдения, списочный – нескольких единиц. Все формы статистической отчетности заполняются каждой организацией связи, а анкеты изучения спроса пользователей на информационно-телекоммуникационные услуги заполняются членами одной семьи в один бланк опроса.

В отрасли связи применяются три организационные формы (типа) статистического наблюдения.

1. Отчетностьявляетсяпреобладающей формой наблюдения. В странах с рыночной экономикой регулярная отчетность обеспечивает получение информации в основном от крупных и средних предприятий, а также государственных предприятий и организаций; от мелких предприятий информация собирается с помощью переписей и выборочных обследований. Начиная с 1996 г. бухгалтерская отчетность становиться приоритетным видом обязательной отчетности предприятий, а число статистических отчетов сокращается. Действующая статистическая отчетность делитсяна типовую, состав показателей которой един для всех предприятий и организаций национальной экономики, и специализированную отчетность, состав показателей которой определяется отраслевыми особенностями. Специальные наблюдения дополняют материал отчетности, помогают более глубокому изучению закономерностей развития связи.

2. Регистровая форма наблюдения предназначена для статистического наблюдения за долговременными процессами, имеющими фиксированные начало и конец, а также определенную стадию развития. В практике статистики различают регистры населения и предприятий. В регистре предприятий фиксируются все хозяйствующие единицы и отражаются все виды экономической деятельности. Регистр составляется по ограниченному кругу показателей: время создания (регистрации) предприятия, его название, адрес, организационно-правовая форма, вид деятельности, некоторые экономические показатели. Создание Единого государственного регистра предприятий и организаций всех форм собственности (ЕГРПО) в России дает возможность вести сплошное наблюдение деятельности всех хозяйствующих субъектов, в том числе в отрасли связи, и решить ряд задач статистического наблюдения за мелкими предприятиями и организациями.

В регистре содержатся данные об экономическом состоянии предприятия: среднесписочная численность работников, средства, направляемые на потребление, остаточная стоимость основных средств, балансовая прибыль (убыток), уставный фонд. Значения экономических показателей должны заноситься в регистр на основе бухгалтерской и статистической отчетности. Регистр организаций связи необходим при отборе объектов выборочного специального наблюдения (переписи) малых организаций связи для получения данных о финансово-экономических результатах их деятельности, характеристики рынка услуг связи и степени удовлетворения пользователей услугами связи.

3. Статистическая отчетность – особая форма организации сбора данных, присущая только государственной статистике. Она проводится в соответствии с федеральной программой статистических работ и является одним из видов федерального государственного статистического наблюдения в форме регулярных периодических отчетов. Бланки таких отчетов называются формами статистической отчетности. Правильность статистических сведений в отчетности заверяется подписью руководителя предприятия, организации. Различают формы федерального наблюдения, которые собираются и разрабатываются статистическими органами, и ведомственного наблюдения, которые собираются и разрабатываются органами, осуществляющими регулирование в соответствующей отрасли экономики. Для отрасли связи таким органом является Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации.

прерывное
несплошное

Рис. 2.1. Виды и способы статистического наблюдения в связи

 

Основные требования, предъявляемые к статистическому наблюдению, состоят в строгой достоверности и сопоставимости данных. Общими условиями обеспечения достоверности являются полнота охвата наблюдаемого объекта и точность регистрации данных по каждой единице наблюдения. Достоверность данных зависит от уровня профессиональной подготовки лица, производящего наблюдение (регистратора, статистика), качества используемого статистического инструментария, а также подготовленности объекта к статистическому обследованию.

Статистические данные пригодны для обобщения, если они сопоставимы друг с другом по времени и методологии обследования, использованию одних и тех же единиц наблюдения, одной и той же методики регистрации первичных признаков и расчета вторичных признаков (себестоимости, рентабельности), а также периода времени наблюдения (момента или интервала). С целью статистического контроля за постановкой статистического учета в организациях связи статистические органы осуществляют проверки путем сопоставления представленной информации с данными первичного учета и выявляют искажения отчетности, отступления от инструкций по заполнению форм отчетности. За приписки и умышленные искажения отчетности в соответствии с законодательством Российской Федерации установлена административная юридическая ответственность.

Сначала документ проверяется с точки зрения полноты поступления статистических сведений, затем осуществляются логический и арифметический контроль. Использование информационных технологий при обработке статистических данных позволяет осуществлять логический и арифметический контроль на ЭВМ.

Статистическое наблюдение в организациях связи предназначено для плановой и аналитической работы в области экономического и социального развития предприятия связи, разработки бизнес-планов и контроля за ходом их выполнения, составления статистической отчетности, анализа состояния и конъюнктуры рынка связи, качества услуг связи и степени удовлетворения пользователей в услугах и средствах связи, разработки мероприятий по повышению эффективности деятельности и конкурентоспособности

В зависимости от охвата единиц изучаемой совокупности статистический учет в отрасли связи делится на два вида: сплошное и не сплошное наблюдения

При способе основного массива обследованию подвергается основной массив – та часть единиц, которая вносит наибольший вклад в изучаемое явление. Так, при изучении технико-экономических вопросов размещения и использования сетевых ресурсов связи учету подлежит группа наиболее крупных предприятий связи, в которых сосредоточена основная масса единиц изучаемой совокупности. По его результатам можно судить о работе основных звеньев в системе связи (например, магистральных и областных узлов электрической и почтовой связи). Наблюдение основного массива применяется при характеристике выполнения общих контрольных сроков прохождения письменной корреспонденции, использования междугородных телефонных связей, несостоявшихся междугородных телефонных разговоров и других показателей качества работы связи. Часто применение метода основного массива требует установления ценза – значения признака, ограничивающего объект наблюдения, например, число работников 500 человек и более (крупные и средние предприятия).

При выборочном наблюдении из всей массы объекта обследования в случайном порядке отбирается для изучения определенная часть единиц совокупности, а полученные при этом результаты распространяются на весь объект. Теория выборочного метода позволяет рассчитать значение возможной ошибки при том или ином объеме выборки и, наоборот, объем выборки при необходимой или заданной точности результата (подробнее рассматривается в разделе 10 настоящего учебника).

В статистике связи находит применение и монографическое описание, при котором детально, подробно обследуются отдельные единицы изучаемого объекта, являющиеся представителями каких-либо новых типов явлений. Примером монографического описания служат специальные обследования организаций национальной экономики, проводимые с целью разработки перспективных услуг и средств связи. При таком обследовании по подробной программе изучаются отдельные объекты (физические и юридические лица) с наиболее высоким потенциалом потребления услуг связи, выявляются причины и факторы, обуславливающие высокий спрос и потребность в развитии высококачественных услуг и прогрессивных средств связи.

Детальное монографическое изучение одного юридического или физического лица (семьи) позволяет уловить те пропорции и связи, которые ускользают из поля зрения при массовых наблюдениях и разработать хороший статистический инструментарий для нового массового (выборочного, сплошного) наблюдения. Предварительное изучение структуры совокупности позволяет применять такие способы выборочного учета, которые ведут к снижению ошибок наблюдения (стратификация, типология).

Статистический учет на предприятиях связи основан на различной периодичности учета фактов. Так, статистика объема услуг, доходов, расходов и других результатов деятельности предприятий связи основана на непрерывной, постоянной регистрации фактов по мере их возникновения, т.е. представляет собой текущий учет (текущее наблюдение). Качество пересылки письменной корреспонденции, телеграмм, сроки предоставления междугородных телефонных соединений обследуются периодически, через определенные промежутки времени (два раза в год). Изучение структуры потребителей услуг связи осуществляется раз в пять лет. Обследование трафика, уровня и детерминант спроса пользователей на услуги связи для решения конкретных задач представляет собой единовременный, разовый учет.

В процессе статистического наблюдения на предприятиях связи факты и признаки регистрируются главным образом посредством документального учета, непосредственного наблюдения и опроса.

В отрасли связи качество обслуживания и время прохождения и доставки писем, почтовых переводов денежных средств, посылок, телеграмм изучают с помощью анкетного метода наблюдения. Это делается путем посылки контрольных писем адресатам. Ответы на поставленные вопросы дают возможность установить время, в течение которого доставлена корреспонденция, и выяснить причины, вызвавшие замедление в передаче сообщений. Следует иметь в виду, что анкетное наблюдение не всегда дает объективные результаты, поскольку от заполнения анкеты, являющегося делом добровольным, многие уклоняются, а присланные анкеты могут содержать тенденциозные, необъективные данные.

По срокам представления статистическая отчетность бывает месячной, квартальной, полугодовой и годовой и представляет собой, за исключение годовой, текущую отчетность.

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об ответственности» за нарушение порядка предоставления государственной отчетности органы государственной статистики имеют право применять административные взыскания и штрафы за нарушение порядка и сроков предоставления отчетности, искажение отчетных данных, умышленное нарушение действующих инструкций, арифметические ошибки. Представление отчетности по неустановленным формам или задержка сроков ее представления рассматриваются как нарушение отчетной дисциплины. За это руководители предприятий и ведомств несут правовую ответственность, а органам государственной статистики дано право отменять незаконную отчетность.

Представление отчетных данных, не имеющих документального подтверждения, является грубейшим нарушением отчетной дисциплины. Предприятия и организации связи на основе бухгалтерского, оперативного и статистического учета составляют отчетность по утвержденным формам и представляют ее в установленные сроки тем адресатам, которые указаны в форме: вышестоящей организации, органам статистики по месту своего нахождения и др. Каждая форма статистической отчетности имеет реквизиты.

Наряду с текущей отчетностью в организациях связи применяется срочная отчетность (ежедневная, пятидневная, десятидневная), составляемая структурными подразделениями и филиалами организаций в целях оперативно-технического управления и принятия срочных управленческих решений в сфере производства услуг и обслуживания средств связи. В срочной отчетности содержится минимум показателей, в текущей отчетности их круг расширяется. Наиболее полной является годовая отчетность.

Формы статистической отчетности содержат перечень показателей, представляющих собой программу отчетности. В основе программы отчетности лежит решение задачи контроля за деятельностью хозяйственной единицы по кругу показателей, охватываемых бизнес-планированием. В отчетность включаются также показатели, не предусмотренные планом, например, характеризующие качество работы связи. Их собирают для того, чтобы глубже изучить условия и факторы, влияющие на качество услуг связи и уровень обслуживания потребителей.

Наряду с периодической и текущей статистической отчетностью все организации связи независимо от их организационно-правовой формы составляют годовой производственный отчет, в котором содержатся сведения о происходящих за год изменениях в производственной деятельности, составе сети и средствах связи. Годовой производственный отчет вместе с месячной, квартальной и полугодовой отчетностью охватывает все стороны деятельности организаций и отрасли связи, характеризует достигнутый уровень развития сети и средств связи, качество услуг связи, работу с кадрами, положение на рынке услуг и средств связи.

Базой формирования информации государственного статистического наблюдения и информационного обеспечения системы управления отраслевой и национальной экономики служит достоверный первичный статистический учет основных показателей производственной деятельности организаций.

Результативность учетной деятельности обеспечивается хорошей организацией учета, включая его автоматизацию, строгим документальным оформлением первичной информации, соблюдением соответствующих инструкций и указаний, изложенных в Правилах эксплуатации средств связи, Правилах оказания услуг связи и других нормативных документах.

Данные, полученные на основе первичного статистического учета, могут использоваться для оперативного регулирования деятельности организаций на разных уровнях управления, прогнозирования основных технико-экономических показателей и разработки мероприятий, направленных на улучшение финансовых и качественных результатов деятельности организаций, подотраслей и отраслей.