Различные виды уравнений прямой на плоскости.

Задание фигур в координатах.

1. Основные понятия. Напомним, что фигурой мы называем любое множество точек. Задать множество – значит указать правило, по которому для каждого объекта мы можем установить, принадлежит он данному множеству или нет. Такое правило называется характеристическим свойством данного множества. При этом обычно испытанию подвергаются не все мыслимые объекты, а только элементы так называемого универсума: некоего "универсального" множества, заведомо содержащего наше. Для фигур роль универсума играют плоскость или пространство.[16] Мы обычно будем работать с плоскими фигурами, но все сделанное с очевидными изменениями переносится и на случай пространства.

Пусть на плоскости задана АСК Оху. Говорят, что фигура Ф задана в данной АСК уравнением F(x,y) = 0, если

(12.1) М(х,у)ÎФ Û F(x,y) = 0,

т.е., если вместо того, чтобы проверять, принадлежит ли точка плоскости фигуре Ф, мы можем проверять, удовлетворяют ли координаты этой точки в данной АСК уравнению F(x,y) = 0. Аналогично определяется задание фигуры неравенством, системой и, вообще, любым соотношением между координатами ее точек.

(12.2) Замечание. Понятно также, что АСК можно в данном определении заменить любой другой системой координат. Если при этом координаты любой точки в данной системе координат определяются однозначно, то в ней любое соотношение между координатами задает некоторую фигуру (возможно, пустую). Если же такой однозначности нет (как, например, в полярной системе координат) может случиться, что у одной и той же точки некоторые наборы координат удовлетворяют данному уравнению, а некоторые – нет. В таких случаях обычно считается, что уравнение выбрано некорректно и не задает в данной системе координат никакого множества. Но иногда используют другой подход: считают, что точка принадлежит заданному уравнением множеству, если этому уравнению удовлетворяет хотя бы один набор ее координат.

Доказывать, что уравнение F(x,y) = 0 действительно задает фигуру Ф, удобнее всего прямой проверкой равносильности (12.1). Но это далеко не всегда удается. Тогда утверждение (12.1) разбивают на два взаимно обратных:

(12.1а) М(х,у)ÎФ Þ F(x,y) = 0

(12.1б) F(x,y) = 0 Þ М(х,у)ÎФ

и доказывают их по отдельности.

2. Две основные задачи о задании фигур в координатах состоят в том, чтобы по данной фигуре найти ее уравнение[17] и по данному уравнению найти заданную им фигуру. Во втором случае "найти" означает "описать наглядно", что в простейшем случае подразумевает представление искомой фигуры как объединения конечного числа известных простейших фигур: точек, прямых, лучей, отрезков, окружностей, дуг и т.п. Рассмотрим примеры.

(12.3) Задача. Задать уравнениями в данной АСК ее оси.

ð Зададим ось абсцисс Ох. Имеем: М(х,у)ÎОх Û ОМ || е1 Û ОМ = хе1 Û у=0. Аналогично, ось ординат задается уравнением х = 0.ð

(12.4) Задача. Какую фигуру задает уравнение z = 0 в АСК в пространстве?

ð М(х,у,0) Û ОМ = хе1 + уе2 Û векторы ОМ, е1 и е2 компланарны Û ОМ||Оху Û МÎОху. Таким образом, уравнение z = 0 задает в АСК в пространстве координатную плоскость Оху. ð

(12.5) Упражнение. Какие фигуры задают в АСК в пространстве уравнения
х = 0, у = 0? Как задать в АСК в пространстве координатные оси? Октанты?

3. Уравнения окружности и сферы. (12.6) Задача. Задать уравнением в ПДСК окружность Окр(О,r) с центром О(х00) и радиусом r.

ð М(х,у)ÎОкр(О(х00), r) Û |ОМ| = r Û = r Û
(12.7) (x–х0)2 + (y–у0)2 = r2 ð

(12.7) и есть уравнение окружности (в ПДСК на плоскости). Если заменить в нем знак равенства знаком £, получившееся неравенство будет задавать ограниченный данной окружностью круг. Аналогично доказывается, что уравнение

(12.8) (x–х0)2 + (y–у0)2 + (z–z0)2= r2

и неравенство

(12.9) (x–х0)2 + (y–у0)2 + (z–z0)2 £ r2

задают в ПДСК в пространстве соответственно сферу и шар с центром О и радиусом r. А вот уравнение (12.7) в пространстве задает уже не окружность, а цилиндр с осью, параллельной Oz: действительно, вместе с любой точкой М(а,b,0) ему удовлетворяют и все точки вида (а, b, z) где z – произвольное действительное число.

4. Задание пересечений и объединений фигур. Пусть фигуры Ф1 и Ф2 заданы в некоторой АСК на плоскости уравнениями F1(x,y) = 0 и F2(x,y) = 0 соответственно. Пересечение Ф1ÇФ2 данных фигур по определению состоит из всех точек, принадлежащих одновременно обеим фигурам. Поэтому М(x,y)ÎФ1ÇФ2 Û F1(x,y) = 0 и F2(x,y) = 0. Последнее утверждение принято записывать в виде системы:

(12.10) .

Объединение МÎФ1ÈФ2 состоит по определению из всех точек, принадлежащих хотя бы одной из двух данных фигур. Поэтому МÎФ1ÈФ2 Û F1(x,y) = 0 или F2(x,y) = 0, что принято записывать в виде совокупности:

(12.11) .

Совокупность (12.11) для краткости нередко заменяют равносильным ей уравнением F1(x,y)F2(x,y) = 0, а систему (12.10) – равносильным уравнением (F1(x,y))2 + (F2(x,y))2 = 0.

Рассмотрим примеры.

(12.12) Задача. Как задать в АСК на плоскости координатные четверти.

ð Полуплоскости, на которые координатные оси делят плоскость, очевидно, задаются неравенствами х > 0, х < 0, у>0, y < 0. Поэтому четверти (без точек координатных осей) задаются системами , , и

(12.13) Задача. Какую фигуру задает в АСК в пространстве уравнение ху = 0.

ð Данное уравнение равносильно совокупности уравнений х = 0 или у = 0, задающей объединение координатных плоскостей Oyz и Oxz. ð

5. Параметрический способ задания линий. Представим себе, что по координатной плоскости движется точка, причем движение началось в момент t = a и закончилось в момент t = b. Линия T, которую описывает движущаяся точка, называется траекторией движения. Координаты (х,у) движущейся точки являются числовыми функциями х = х(t), y = y(t) времени tÎ[а;b]. Покажем, что траектория Т задается системой

(12.14) .

В самом деле, чтобы проверить, лежит ли данная точка М000) на траектории Т, достаточно решить систему 12.14 при х = х0, у = у0: если решение есть, то точка М0 лежит на траектории, в противном случае – нет.

Система 12.14 называется системой параметрических уравнений траектории Т. Переменная t при этом называется параметром, а промежуток [а,b] – областью определения (или областью изменения) параметра.

Рассмотрим точку, вращающуюся по окружности радиуса r с центром в начале ПДСК с постоянной угловой скоростью w. Пусть при t0 = 0 она находится на оси абсцисс. За время t ее радиус-вектор повернется на угол j = wt. Подставляя это значение j в формулы (11.2), получаем параметрические уравнения окружности:

(12.15) .

Это уравнения равномерного вращательного движения. При w = 1 они превращаются в уравнения (11.2), а параметром можно считать сам полярный угол j.

Область изменения параметра в (12.15) подобрана так, чтобы движущаяся точка успела обойти всю окружность. Если уменьшить эту область, система (12.15) будет задавать не всю окружность, а только ту ее дугу, которую движущаяся точка успеет описать за отведенное время.

1. Параметрические уравнения. Возьмем прямую l, заданную точкой M0Îl и направляющим вектором l || l (пишем: l = [М0, l]). Точка М лежит на прямой l тогда и только тогда, когда векторы М0М и l коллинеарны, а эта коллинеарность по признаку 2.12 равносильна тому, что при некотором действительном t выполнено равенство

(13.1) М0М = tl.

Уравнение (13.1) называется параметрическим уравнением прямой l в векторной форме. Если толковать параметр t как время,– уравнение(13.1) описывает равномерное прямолинейное движения точки М, где l – вектор скорости этого движения. Геометрически же параметр t – это координата точки М в репере (М0, l) на прямой l. Область его определения в уравнении (13.1) – вся числовая ось. Если эту область уменьшить, уравнение (13.1) будет задавать лишь часть прямой. Например, если положить tÎ[0;+µ), получится луч [М0, l).

Пусть прямая l лежит на плоскости, где задана АСК Оxy, причем точка М0 имеет координаты (х00), точка М – координаты (х,у), а вектор l – координаты (a,b). Расписывая векторное уравнение (13.1) в координатах, получаем систему параметрических уравнений прямой l в координатной форме:

(13.2) ,

Мы показали, что всякую прямую в АСК на плоскости можно задать системой параметрических уравнений. Очевидно и обратное: если хотя бы одно из чисел а и b не равно нулю, система (13.2) задает в АСК на плоскости прямую, проходящую через точку (х00) и параллельную вектору (а,b).

2. Канонические уравнения прямой. Систему (13.2) мы получили, применив к векторам М0М и l признак коллинеарности 2.12. Если применить вместо него теорему 6.1, получим каноническое уравнение прямой на плоскости:

(13.3) = 0.

Раскрыв определитель, это уравнение можно переписать так:

(13.4) b(x–x0) = a(y–y0),

а если a ¹ 0 и b ¹ 0, то, поделив обе части равенства (13.4) на ab, еще и так:

(13.5) .

Форму (13.5) канонического уравнения мы будем называть опасной, ибо здесь надо следить, чтобы знаменатели дробей не обращались в нуль. Зато в такой форме оно, как мы увидим в §18, переносится на случай прямой в пространстве.

3. Уравнения прямой, заданной двумя точками. Чтобы написать параметрические и канонические уравнения прямой, заданной точками М0(x0,y0) и М1(x1,y1), достаточно заметить, что вектор M0M1(x1–x0, y1–y0) будет для этой прямой направляющим. Каноническое уравнение в опасной форме при этом приобретает вид

(13.6) .

Другие уравнения запишите самостоятельно.

Специальный интерес представляет случай, когда точки M0 и М1 лежат на координатных осях (но не в начале координат), т.е., M0(m,0), M1(0,n), и m, n ¹ 0. Числа m и n здесь называются отрезками, отсекаемыми прямой на осях, а уравнение (13.4) приобретает вид nx = –m(y–n) Û nx + my = mn Û

(13.7) .

Уравнение (13.7) называется уравнением прямой в отрезках.

4. Примеры решения задач. (13.8) Задача. Прямая задана параметрическими уравнениями х = 2t – 5, y = –3t + 1. Записать ее каноническое уравнение.

ð Из параметрических уравнений находим, что точка М0(–5, 1) лежит на данной прямой, а вектор l(2, –3) служит для нее направляющим. Это позволяет сразу записать каноническое уравнение прямой в любой из трех его форм, например, в опасной:

. ð

В решении этой задачи просматривается общая схема перевода уравнений прямой из одной формы в другую: сначала по данным уравнениям находятся задающие прямую элементы (в данном случае это были точка и направляющий вектор), а потом по ним составляются искомые уравнения. Впрочем, как раз здесь можно было пойти и другим путем: выразить параметр t из обоих данных уравнений, а потом приравнять полученные выражения: получилось бы каноническое уравнение в опасной форме.

(13.9) Задача. Лежит ли точка М(2,1) на прямой х = 3t – 2, y = –2t + 1?

ð Составим систему уравнений: 2 = 3t – 2, 1 = –2t + 1. Из первого уравнения t=4/3, из второго t = 0, то есть система несовместна. Значит, точка не лежит на прямой. ð