Характеристика эталонных бизнес-стратегий

Тема 8

 

Интегральные стратегии развития и сокращения. Базовые стратегии. Еловые стратегии экономического роста за счет развития рынка: широкой и фокусированной дифференциации рынка. Деловые стратегии развития продукции (товара): инновационного повышения качества товара, его модернизации, модификации, создание принципиально новых видов продукции. Деловые стратегии развития производства: стратегии специализации, интеграции, диверсификации, ресурсосбережения. Эталонные стратегии развития производства: стратеги концентрированного роста за счет развития своей продукции и расширения своего сегмента рынка; стратегия вертикального интегрированного развития предприятия за счет усиления контроля ад системами поставок ресурсов и реализации продукции; стратегии горизонтальной центрированной и конгломеративной диверсификации за счет обновления продукции, технологий и рынка. Эталонные стратегии сокращения предприятия: стратегия сокращения малодоходного бизнеса, стратегия сокращения затрат и объемов производства; стратегии ликвидации. Выбор уровня агрессии деловых стратегий. Пассивные стратегии: стратегия реактивная и стратегия стабилизации. Активные стратегии: стратегия предвидения, исследовательская и творческая стратегии.

 

Бизнес-стратегия отдельного бизнеса – основная и наиболее важная подсистема корпоративной стратегии, в том случае, если организация осуществляет только один конкретный бизнес, то бизнес-стратегия и общая стратегия организации совпадают.

Конкретные бизнес-стратегии отличаются разнообразием, но в теории стратегического управления их удалось свести к типовым вариантам.

Эффективный подход к классификации бизнес-стратегий состоит в выделении некоторого набора ситуаций или условий (ситуационных партнеров/факторов), по которым стратегия оказывается наиболее применимой. Исходя из таких условий отличаются стратегии, связанные с определенными стадиями развития корпораций, которые называются типовыми (базисными, эталонными). Эти стратегии отображают разные подходы к росту фирмы и связанные с изменением состояния 1 или нескольких элементов:

· Продукт

· Рынок

· Отрасль

· Положение фирмы внутри отрасли

· Технология

 

Перечень типовых стратегий представлен в таблице:

Название Целевое предназначение
                                Прямая интеграция   Обратная интеграция   Горизонтальная интеграция     Захват рынка     Развитие рынка     Развитие продукта   Концентрическая диверсификация   Конгломеративная диверсификация   Горизонтальная диверсификация     Общее предприятие     Сокращение   Отторжение   Ликвидация Приобретение в собственность дистрибьюторской сети или установление полного контроля над ней   Желание получить в собственность поставщиков сырья или взять их под полный контроль   Желание получить своих конкурентов в собственность или взять их под полный контроль   Желание увеличить часть своего продукта на традиционных рынках   При представлении своего продукта на рынке в новых географических регионах   Желание увеличить объем реализации через улучшение или модификацию своего продукта   Открытие новых производств, которые совпадают с профилем организации   Освоение выпуска новой продукции, которая не совпадает с традиционным профилем организации   Освоение выпуска новых непрофильных товаров и услуг, по дил. традиционных потребителей   Объединение с другой компанией для проведения работ по специальному проекту   Реструктуризация с целью уменьшения затрат для остановки падения объема реализации   Продажа отдела или части организации   Продажа всех активов организации

 

 


Тема 9

Стратегии конкурентной борьбы

 

Стратегии наступления:

Ø стратегии противостояния и достижения конкурентных преимуществ;

Ø стратегии использования слабых сторон конкурентов;

Ø стратегия захвата незанятых пространств;

Ø стратегия одновременного многопланового наступления на конкурентов;

Ø стратегия предупредительных действий против возможной агрессии конкурентов;

Ø стратегия партизанской борьбы против конкурентов на действующем рынке.

Стратегии обороны:

Ø стратегия создания преград наступательным действиям конкурентов;

Ø стратегия предупреждения действий конкурентов;

стратегия информационного прессинга относительно своих действий и возможностей.

Особенности международных стратегий конкурентной борьбы.

 


Тема 10

Стратегия продукта

 

Портфельный анализ продукции. Матрицы БКГ и МакКинси. Параметры назначения и качества продукции. Требования и стандарты ИСО 9000. составляющие общей характеристики продукции: функциональная составляющая, бренд, торговая марка, упаковка и этикетка, гарантии. Жизненный цикл продукции (по Демингу). Жизненный цикл продукции как товара на рынке. Особенности стратегии фирмы на этапах жизненного цикла продукции. Стратегия бенчмаркинга и брендинга.

 

 


Тема 11

Стратегия ресурсосбережения

 

Диагностика стратегических ресурсов и стратегических проблем. Семь видов основных стратегических ресурсов. Доступность и значение ресурсов. Система закупки ресурсов. Стратегия безотходного производства. Энергетическая эффективность продукции. Стратегии экономии ресурсов и оптимизации режима труда и загрузки. Анализ состояния использования каждого вида ресурсов и их влияние, как индикаторов, на портфель продукции.

 

 


Тема 12

Стратегия развития производства

 

СВОТ-анализ и диагностика внутренней среды организации. Профиль внутренней среды. Концепция и

 


[1] Тема 8. Характеристика эталонных бизнес-стратегий