Характеристика эталонных бизнес-стратегий
Тема 8
Интегральные стратегии развития и сокращения. Базовые стратегии. Еловые стратегии экономического роста за счет развития рынка: широкой и фокусированной дифференциации рынка. Деловые стратегии развития продукции (товара): инновационного повышения качества товара, его модернизации, модификации, создание принципиально новых видов продукции. Деловые стратегии развития производства: стратегии специализации, интеграции, диверсификации, ресурсосбережения. Эталонные стратегии развития производства: стратеги концентрированного роста за счет развития своей продукции и расширения своего сегмента рынка; стратегия вертикального интегрированного развития предприятия за счет усиления контроля ад системами поставок ресурсов и реализации продукции; стратегии горизонтальной центрированной и конгломеративной диверсификации за счет обновления продукции, технологий и рынка. Эталонные стратегии сокращения предприятия: стратегия сокращения малодоходного бизнеса, стратегия сокращения затрат и объемов производства; стратегии ликвидации. Выбор уровня агрессии деловых стратегий. Пассивные стратегии: стратегия реактивная и стратегия стабилизации. Активные стратегии: стратегия предвидения, исследовательская и творческая стратегии.
Бизнес-стратегия отдельного бизнеса – основная и наиболее важная подсистема корпоративной стратегии, в том случае, если организация осуществляет только один конкретный бизнес, то бизнес-стратегия и общая стратегия организации совпадают.
Конкретные бизнес-стратегии отличаются разнообразием, но в теории стратегического управления их удалось свести к типовым вариантам.
Эффективный подход к классификации бизнес-стратегий состоит в выделении некоторого набора ситуаций или условий (ситуационных партнеров/факторов), по которым стратегия оказывается наиболее применимой. Исходя из таких условий отличаются стратегии, связанные с определенными стадиями развития корпораций, которые называются типовыми (базисными, эталонными). Эти стратегии отображают разные подходы к росту фирмы и связанные с изменением состояния 1 или нескольких элементов:
· Продукт
· Рынок
· Отрасль
· Положение фирмы внутри отрасли
· Технология
Перечень типовых стратегий представлен в таблице:
№ | Название | Целевое предназначение |
Прямая интеграция Обратная интеграция Горизонтальная интеграция Захват рынка Развитие рынка Развитие продукта Концентрическая диверсификация Конгломеративная диверсификация Горизонтальная диверсификация Общее предприятие Сокращение Отторжение Ликвидация | Приобретение в собственность дистрибьюторской сети или установление полного контроля над ней Желание получить в собственность поставщиков сырья или взять их под полный контроль Желание получить своих конкурентов в собственность или взять их под полный контроль Желание увеличить часть своего продукта на традиционных рынках При представлении своего продукта на рынке в новых географических регионах Желание увеличить объем реализации через улучшение или модификацию своего продукта Открытие новых производств, которые совпадают с профилем организации Освоение выпуска новой продукции, которая не совпадает с традиционным профилем организации Освоение выпуска новых непрофильных товаров и услуг, по дил. традиционных потребителей Объединение с другой компанией для проведения работ по специальному проекту Реструктуризация с целью уменьшения затрат для остановки падения объема реализации Продажа отдела или части организации Продажа всех активов организации |
Тема 9
Стратегии конкурентной борьбы
Стратегии наступления:
Ø стратегии противостояния и достижения конкурентных преимуществ;
Ø стратегии использования слабых сторон конкурентов;
Ø стратегия захвата незанятых пространств;
Ø стратегия одновременного многопланового наступления на конкурентов;
Ø стратегия предупредительных действий против возможной агрессии конкурентов;
Ø стратегия партизанской борьбы против конкурентов на действующем рынке.
Стратегии обороны:
Ø стратегия создания преград наступательным действиям конкурентов;
Ø стратегия предупреждения действий конкурентов;
стратегия информационного прессинга относительно своих действий и возможностей.
Особенности международных стратегий конкурентной борьбы.
Тема 10
Стратегия продукта
Портфельный анализ продукции. Матрицы БКГ и МакКинси. Параметры назначения и качества продукции. Требования и стандарты ИСО 9000. составляющие общей характеристики продукции: функциональная составляющая, бренд, торговая марка, упаковка и этикетка, гарантии. Жизненный цикл продукции (по Демингу). Жизненный цикл продукции как товара на рынке. Особенности стратегии фирмы на этапах жизненного цикла продукции. Стратегия бенчмаркинга и брендинга.
Тема 11
Стратегия ресурсосбережения
Диагностика стратегических ресурсов и стратегических проблем. Семь видов основных стратегических ресурсов. Доступность и значение ресурсов. Система закупки ресурсов. Стратегия безотходного производства. Энергетическая эффективность продукции. Стратегии экономии ресурсов и оптимизации режима труда и загрузки. Анализ состояния использования каждого вида ресурсов и их влияние, как индикаторов, на портфель продукции.
Тема 12
Стратегия развития производства
СВОТ-анализ и диагностика внутренней среды организации. Профиль внутренней среды. Концепция и
[1] Тема 8. Характеристика эталонных бизнес-стратегий