Рыночная власть покупателей
Рыночная власть поставщиков
Рыночная власть поставщиков влияет на цены и качество поставляемых продукции и услуг, что отражается на рентабельности отрасли. Условия, при которых рыночная власть поставщиков высокая включают:
а. Доминирование нескольких поставщиков.
б. Большая концентрация в отрасли поставщиков, нежели чем в отрасли производителей.
в. Недоступность товаров-заменителей.
г. Относительная незначимость производителя для поставщиков.
д. Важность продуктов поставщиков для производителя.
е. Высокая дифференциация поставщиков.
ж. Высокие издержки производителя по смене поставщика.
з. Возможности поставщика по прямой интеграции с производителем.
Поставщики материалов и комплектующих изделий, еслиони обладают большой конкурентной силой, могут поставить организацию в очень высокую зависимость от себя. Поэтому при выборе поставщиков важно глубоко и всесторонне изучить их деятельность и их потенциал, с тем чтобы суметь построить такие отношения с ними, которые обеспечивали бы организации максимум силы во взаимодействии с поставщиками. Конкурентная сила поставщика зависит от следующих факторов:
· уровень специализированности поставщика;
· величина стоимости для поставщика переключения на других клиентов;
· степень специализированности покупателя в приобретении определенных ресурсов;
· концентрированность поставщика на работе с конкретными клиентами;
· важность для поставщика объема продаж.
Рыночная власть покупателей выражается в их способностях понижать цены в отрасли, путем уменьшения количества покупаемых ими товара, или требовать лучшего качества продукта за ту же цену. Изучение покупателей позволяет организации лучше уяснить то, какой продукт в наибольшей мере будет приниматься покупателями, на какой объем продаж может рассчитывать организация, в какой мере покупатели привержены продукту именно данной организации, насколько можно расширить круг потенциальных покупателей, что ожидает продукт в будущем и многое другое. Факторы, ведущие к большей рыночной власти покупателей, включают:
а. Большая концентрация, чем в отрасли производителя.
б. Большие объемы покупок.
в. Недифференцированные или стандартные товары и услуги производителя.
г. Угроза обратной интеграции покупателя с производителем.
д. Открытость информации о составе затрат производителя.
е. Высокая ценовая эластичность спроса в отрасли. Если покупатели будут чувствительны к изменениям цен на рынке, то рыночная власть производителя будет небольшой.