Понятие стратегического управления
ДЛЯ САМООЦЕНКИ ГЛАВЫ 2
· ответить на вопросы:
1. В чем заключается сущность теории заинтересованных лиц?
2. Кто относится к числу "заинтересованных лиц" организации?
3. Кто является заинтересованными лицами антикризисного менеджмента?
4. Какова структура внутренних заинтересованных лиц антикризисного менеджмента?
5. На какие группы подразделяются внешние заинтересованные лица?
6. Каковы основные интересы заинтересованных лиц антикризисного менеджмента?
7. Какая ситуация называемая «игрой с нулевым результатом»?
· выполнить задание:
Выберите правильный ответ
1. Заинтересованными лицами антикризисного менеджмента, интересы которых необходимо учитывать, являются:
a) государственные органы управления;
b) местные органы власти;
c) персонал;
d) руководство;
e) собственник;
f) кредиторы;
g) СМИ.
2. Конфликтные пары заинтересованных лиц в антикризисном менеджменте:
a) персонал – руководитель;
b) руководитель - местные органы власти;
c) руководитель – собственник;
d) собственник – местные органы власти;
e) собственник – кредиторы.
3. Внутренние заинтересованные лица включают:
a) собственников;
b) наемных руководителей (топ-менеджеры);
c) персонал.
d) местные жители;
e) средства массовой информации.
4. Преимущественные интересы собственника:
a) вывести организацию из кризиса;
b) удовлетворить интересы кредиторов;
c) обеспечить высокую стоимость бизнеса;
d) удовлетворить интересы руководства;
e) удовлетворить интересы персонала;
f) удовлетворить интересы местных органов власти.
5. Преимущественные интересы кредиторов:
a) вывести организацию из кризиса;
b) удовлетворить интересы собственника;
c) вернуть свои деньги;
d) обеспечить высокую стоимость бизнеса;
e) удовлетворить интересы руководства;
f) удовлетворить интересы персонала;
g) удовлетворить интересы местных органов власти.
[1] Stakeholder Theory. - http://www.referenceforbusiness.com/encyclopedia/Sel-Str/Stakeholder-Theory.html
Стратегическое управление – процесс определения и установления связей организации с окружением, состоящий в достижении выбранных целей и желаемого состояния взаимоотношений с ним посредством распределения ресурсов, позволяющего предприятию и его подразделениям действовать эффективно и результативно.
Суть стратегического управления – формулировка стратегии, т.е. процесс выведения долгосрочных направлений движения, которые, исходя из шансов (рисков), сильных и слабых сторон, делают возможным развитие. Этот процесс содержит формулировку миссии, целей, стратегии, политики (директив). Реализация стратегии основывается на программах, бюджетах, процедурах, стратегическом регулировании и контроле. Он также предполагает деятельность по определению отклонений факта от плана, анализу их причин и корректировке.
Стратегическое управление решает задачи:
- Преодоления кризисного состояния фирмы, вызванного расхождением ее возможностей и требований среды;
- Занятия лидирующего положения на рынке (в отрасли) в перспективе;
- Обеспечение жизнеспособности в любой самой неожиданной ситуации;
- Создание условий долгосрочного развития с учетом внешних и внутренних возможностей.
Основными принципами стратегического управления являются:
- Предположение о единстве компании и окружающей среды, используемое при постановке основных целей и задач, создании программы их осуществления.
- Ориентация на реализацию видения будущего, миссии фирмы, ее глобальных качественных целей, достижение конкурентоспособности.
- учет при формировании и выборе стратегий особенностей рынков, на которых она действует, ее стратегического потенциала.
Объектом стратегического управления является стратегический процесс, который включает следующие этапы:
- исследование внутренней и внешней среды фирмы, в рамках которой она действует (стратегический анализ);
- определение миссии, постановка целей, формулирование стратегий и рассмотрение альтернатив и окончательный выбор и составление соответствующих планов (стратегическое планирование);
- разработка новой организационной структуры и системы управления, практическая деятельность по достижению поставленных целей, в том числе и в непредвиденных ситуациях, преобразованию фирмы в новое состояние, оценка ее результатов, корректировка дальнейших шагов (управление реализации стратегий и планов, или стратегическое управление в узком смысле).