Опциональное правило: Недостатки
Приобретение новых способностей
Использование очков опыта
Стоимость повышения существующих характеристик и приобретения новых указана в таблице "Цена в очках опыта" на стр. 48.
Освоение новых умений требует множества сил и времени. Если персонаж не обладает даже базовыми познаниями в Навыке, ему придётся уделить определённое время тренировке, прежде чем можно будет приобрести хоть какие-нибудь очки в этой характеристике. Рассказчик сам решает, что должен сделать персонаж для приобретения этих очков. Обучение может потребовать долгих дней ворошения библиотечных архивов или посещения целого семестра вечерних курсов в местном институте. Иногда оно может потребовать нескольких дней блуждания по дикой местности или недельной работы в мастерской. Большинству Навыков можно научиться самостоятельно, уделив им определённое количество сил и времени - разумеется, при условии, что персонаж достаточно умён и старателен. В других случаях ему может понадобиться компетентный преподаватель.
Приобретение нового Преимущества требует либо полноценного обучения, либо времени, потраченного на достижение цели, которая может наделить персонажа той или иной привилегией. Освоение приёмов Кунг-Фу требует тренировки у опытного преподавателя, а также времени, проведённого в додзё с сэнсеем и другими учениками. Политические контакты требуют длительного взаимодействия с городским советом или вступления в тайную организацию, проводящую закулисные переговоры. Как бы то ни было, освоение Преимуществ разнится от случая к случаю.
Повышение Атрибутов требует долгих периодов самообучения или помощи личного тренера. Развитие Силы может потребовать регулярного посещения тренажёрного зала, в то время как для повышения Сообразительности может понадобиться всего лишь неделя безостановочных видеоигр, позволяющих развить реакцию на столкновение с неожиданными препятствиями. Опять же, только Рассказчик может потребовать (или не потребовать) достижения дополнительных целей перед повышением характеристик, хотя Атрибуты, как правило, менее требовательны к условиям повышения, нежели Навыки. В любом случае, когда персонаж уделяет достаточно времени улучшению своих характеристик, ему можно позволить вложить очки опыта.
Повышение Нравственности путём вложения очков опыта обсуждалось ранее в разделе "Восстановление Нравственности" на стр. 134.
Все мы страдаем от тех или иных недостатков. И тем не менее, некоторые люди отличаются по-настоящему ужасающими дефектами, которые значительно затрудняют им путь к достижению заветных целей.
С позволения Рассказчика игрок может выбрать один Недостаток из представленных ниже. Этот выбор должен быть сделан ещё при создании персонажа. Если выбранный Недостаток действительно затрудняет персонажу достижение целей во время сессии, Рассказчик может наградить его дополнительным очком опыта по окончании этой главы. Такую награду персонаж получает только в том случае, если его Недостаток действительно стал для него тяжким бременем. Если протагонист страдает от инвалидности и нуждается в специальном кресле, чтобы передвигаться, однако всю сессию провёл за взломом компьютера, он не должен получить дополнительных очков опыта. Его Недостаток нисколько ему не помешал. Недостаток должен быть компенсирован только тогда, когда персонаж прилагает усилия к его преодолению. Если персонаж не страдает от своего Недостатка в течение сессии, нет никаких оснований ускорять его обучение и развитие.
Недостатки могут носить как временный, так и постоянный характер, в зависимости от своей природы и пожеланий игрока. Если Рассказчик решает, что за время игры Недостаток был преодолён персонажем, он может объявить, что протагонист больше не страдает от него и не должен превозмогать его эффекты (однако с этого момента он больше не может получать дополнительные очки опыта). Например, персонаж, переживший экспериментальную операцию по восстановлению тканей ног, больше не получает очков опыта за то, что вынужден всегда оставаться в кресле. Равным образом, персонаж, ранее обладавший дурной репутацией, но сумевший публично очистить имя благодаря героическому поступку (например, собственноручно поймав и обезвредив преступника), больше не несёт на себе социального клейма и потому не получает компенсирующих очков опыта.
И напротив, некоторые игровые события могут закончиться для персонажа приобретением Недостатка. Протагонист, дважды находившийся на пороге смерти в течение одной игровой сессии (то есть попадал в состояние, в котором он получал по одному пункту аггравированного урона за раунд), может приобрести Недостаток, соответствующий полученным ранам. Определение Недостатка отдаётся на откуп Рассказчику. Возможно, персонаж приобрёл Хромоту или Слабое зрение. Если схватка была особенно травмоопасна, он может стать Трусом или обнаружить у себя развитие Амнезии. Как бы то ни было, только Рассказчик имеет право наделить персонажа тем или иным Недостатком или решить, что персонаж и так многое пережил. Тем не менее, Рассказчик не может навязать игроку Недостаток против его воли.
Главное, что должно волновать вас при получении Недостатков, - это проблемы с отыгрышем. Игрок должен сосредоточиться на отражении Недостатка своего персонажа. Он не может действовать как обычно и при этом требовать получения дополнительных очков опыта. Если персонаж прикован к инвалидной коляске, ему придётся действовать соответствующим образом и отыгрывать те последствия, которые влечёт за собой появление Недостатка. Рассказчик может заявить, что персонаж не поспевает за остальными, потому что ему приходится дожидаться лифта, пока другие поднимаются по ступеням, и его персонаж появляется в каждой сцене раундом позже. Если персонаж только изредка начинает причитать о своём бедственном положении, трудно сказать, что игрок качественно отыгрывает образ калеки. Если персонаж постоянно расстраивается из-за своей слабости и ворчит о том, как его достал этот проклятый Muzak™ [10], догоняя других игроков, можно с уверенностью сказать, что он правильно выполняет свою задачу.
Главным образом, Недостатки работают с последствиями, а не с причинами, награждая игроков за отыгрыш слабостей своего персонажа вместо того, чтобы принуждать их к этому. Если игрок не хочет отвлекаться на отыгрыш Недостатка в определённые моменты игры, не нужно его заставлять. Достаточным наказанием за такое решение будет невозможность получить дополнительные очки опыта по окончании сессии. Тем не менее, если игрок слишком часто игнорирует выбранный Недостаток, Рассказчик может объявить, что персонаж избавился от своей слабости. В таком случае он имеет право отказать игроку в получении дополнительных очков опыта, даже если тот попытается отыграть вылеченный Недостаток в дальнейшем. Даже однорукий персонаж может в конце концов сделать себе подходящий протез.
Рассказчик может изобретать и новые Недостатки, не представленные в этой книге, или позволять игрокам создавать свои собственные.