Концепция управления персоналом.
Тема 4. Понятие и значение кадрового менеджмента
Основные вопросы:
1. Концепция управления персоналом
2. Государственная кадровая политика Республики Беларусь
3. Цель, основные задачи кадрового менеджмента
4. Понятие и содержание кадрового потенциала
Цель – раскрыть содержание кадрового менеджмента, установить взаимосвязи с общей теорией управления.
Современная система взглядов на управлениесформировалась под воздействием объективных изменений в мировом общественном развитии. Первая половина XX в. для многих стран мира была периодом индустриального развития общественного производства, начало которому положила промышленная революция предыдущего столетия. Во второй половине прошлого столетия главными факторами измененийявились научно-технический прогресс и концентрация научного и производственного потенциала, особенно в годы Второй мировой войны. В послевоенный период произошла реструктуризация мировой экономики, в которой заметную роль стали играть отрасли, непосредственно удовлетворяющие потребности людей, а также отрасли, основанные на прогрессивных технологиях. Производство все в большей мере ориентировалось не на удовлетворение массовых потребностей, а на специализированные запросы потребителей, т.е. на небольшие по емкости рынки. Это привело к невиданному росту предпринимательских структур, к образованию большого числа малых и средних предприятий, к усложнению всей системы связей между организациями, к высокой значимости таких критериев жизнеспособности бизнеса, как гибкость, динамичность и адаптивность к требованиям внешней среды.
Сформировалась новая система взглядовна управление, известная в западной литературе как «тихая управленческая революция». Основные положения ее основаны не на немедленной ломке и разрушении сложившихся структур, систем и методов менеджмента, а на дополнении их, постепенном приспосабливании к новым условиям. Все большее использование получают системы управления на основе предвидения изменений и на основе гибких, экстренных решений.Они характеризуются как предпринимательские,т.к. учитывают непривычность и неожиданность будущего развития.
Организации за рубежом все чаще обращаются к методам стратегического планирования и управления, рассматривая внезапные и резкие изменения во внешней среде, в технологиях, в конкуренции и рынках как реальность современной экономической жизни, требующей новых приемов менеджмента. Соответственно меняются и структуры управления, в которых предпочтение отдается децентрализации; организационные механизмы больше приспосабливаются к выявлению новых проблем и выработке новых решений, чем к контролю уже принятых. Маневр в распределении ресурсов ценится выше, чем пунктуальность в их расходовании. Управление персоналом приобретает все более важное значение как фактор повышения конкурентноспособности, долгосрочного развития. Современная концепция управления персоналом предполагает более полное использование потенциала сотрудников, а не минимизацию затрат (критерий эффективности), внедрение самоконтроля, а не внешнего контроля, замену бюрократической централизации на органичную, гибкую форму организации.
Коллективная структура, учитывающая все многообразие позиций собственных сотрудников, поощряющая их формулирование и сопоставление результатов различного осмысления реальности должна обеспечить возможность диалога, подразумевающего «свободное течение смысла», когда каждый человек должен быть выслушан, а основная цель состоит совсем не в том, чтобы победить (в этом и состоит принципиальное отличие от дискуссии). Компания из совокупности более или менее скоординированных отдельных направлений работ преобразовывается в сетевую систему постоянных взаимодействий, обеспечивая свободную циркуляцию внутренней энергии группы. «Снятие ограничений, обусловленных жесткой трактовкой должностных обязанностей, предоставляет каждому отдельному сотруднику шанс выиграть от того, что может предложить группа в целом, а в результате — укрепить собственную мотивацию. В условиях, когда цель, составляющая основу отдельного вклада, получает должное освещение и становится понятной для всех, сотрудники начинают чувствовать себя связанными друг с другом одним общим делом» [6].
Формирование научных взглядов на управление персоналом началось вместе с формированием теории управлениякак науки, что произошло более ста лет назад, в самом начале периода промышленной революции. Тогда управление персоналом рассматривалось в рамках общей теории управления организацией. В настоящее время принято рассматривать три группы теорий управления персоналом:классические теории, теории человеческих отношений и теории человеческих ресурсов.
Видные представители классических теорий — Ф. Тейлор, А. Файоль, Г. Эмерсон, М. Вебер, Г. Форд, А.К. Гастев.
К представителям теории человеческих отношении относятся: Э. Мэйо, Р. Ликарт, Р. Блейк.
Авторами теории человеческих ресурсовявляются А. Маслоу, Ф. Герцберг, Д. Макгрегор.
1. Классические теорииполучили развитие в период с 1880 по 1930 гг.
Главное в эффективном управлении состояло в четком разграничении полномочий между руководителем и его подчиненными, в донесении идей высшего руководства до непосредственного исполнителя. Человек воспринимался как «элемент системы». Считалось, что труд для большинства индивидов не приносит удовлетворения и более важно то, что они имеют заработок. Главной задачей руководителяявлялся строгий контроль и наблюдение за подчиненными. Он должен разложить задачи на легко выполнимые, простые и повторяющиеся операции, разработать несложные процедуры труда и воплощать их на практике.
2.Теории человеческих отношенийстали применять с начала 1930-х гг. Была разработана концепция «психологического» человека. Признавалось, что индивиды стремятся быть полезными и значимыми, они испытывают желание быть интегрированными в общее дело и признанными как личности. Эти потребности являются более важными в побуждении и мотивированности к труду, чем уровень заработной платы. Управление ориентировалось на малые группы на снятие напряженности, устранение конфликтов, утверждение принципа коллективизма. Главной задачей руководителястановилось способствование трудящимся ощущать себя полезным и нужным. Необходимо было информировать своих подчиненных, а также учитывать их предложения, направленные на улучшение планов деятельности организации, предоставлять им определенную самостоятельность и поощрять самоконтроль над исполнением.
3.Теории человеческих ресурсовначали складываться примерно с шестидесятых годов прошлого столетия и исходили из признания труда как доставляющего удовлетворение большинству индивидов. Они ответственны, способны к самостоятельности, к творчеству, к личному самоконтролю, даже большему, чем это требует занимаемое место по иерархии, стремятся внести свой вклад в реализацию общих целей, в разработке которых принимают участие. Человек называется «социальным, развивающимся». Главной задачей руководителястановилось более рациональное использование человеческих ресурсов, создание в коллективе обстановки максимального проявления способностей для каждого члена коллектива, привлечения к решению важных проблем, постоянное расширение самостоятельности и самоконтроля у подчиненных.
С конца 90-х годов прошлого века управление персоналом приобретает инновационную и предпринимательскую направленность. Главным становится солидарный стиль, совместное мышление. Укрепляется самоуправление как основа организации. Возникает понятие «предприимчивый» человек как основная характеристика члена коллектива.
В рамках концепции управления человеческими ресурсами обозначился органический подход к управлению,расширяющий традиционные функции организации труда и зарплаты. Это рассмотрение организации аналогично живой системе, существующей в окружающей среде и соответствующей доминирующим потребностям личности: самоактуализация-побуждение служащих к максимальной вовлеченности в процесс труда и управления, превращение работы в главное средство самовыражения служащих; самоуважение-работа как зона устремлений работника, обеспечивающая его автономию, ответственность и развивающая самоидентичность; социальные потребности –необходимость в общении с коллегами и ощущение нужности людям; потребность в безопасности-работа как средство защищенности сотрудникам, обеспечиваемое программами пенсионного, социального и медицинского страхования, гарантией занятости, перспективами карьеры внутри организации, охраной труда; физиологические потребности - работа как обеспечение возможности восстановления затраченной работником энергии через заработную плату и другие виды материального вознаграждения.
Активно развивается в последнее время гуманистический подход к управлению человеком, исходящий из концепции представлений об организации как культурном феномене (культурологический взгляд).
Организационная культурарассматривается сквозь призму соответствующих эталонов развития, отраженных в системе знаний, идеологии, ценностях, законах и повседневных ритуалах, внешних по отношению к организации, социальных общностей.
Гуманистический подход фокусируется на собственно человеческой стороне организации, о которой мало говорят другие подходы, и раскрывает организационную реальность, состоящую в следующем:
1)снабжает управленцев связной системой понятий, с помощью которых они могут сделать свой повседневный опыт постижимым, что позволит рассматривать определенные типы действий как нормальные, легитимные, предсказуемые и избегать проблем, детерминированных базисной неопределенностью и противоречивостью, стоящими за многими человеческими ценностями и действиями;
2)позволяет создавать организационную действительность с помощью символов и смыслов, влиять на нее через язык, нормы, фольклор, церемонии, т.е. осуществлять собственные символические действия;
3)позволяетреинтерпретировать характер отношенийорганизации с окружающей средой с адаптационно-приспосабляемых к адаптационно-преобразующим, основываясь на собственном представлении о себе и своей миссии; соответственно разрабатывать стратегию организации как в активное построение и преобразование окружающей реальности;
4) дает понимание эффективного организационного развития,заключающегося не только в изменении структур, технологий и навыков, но и в изменении ценностей, которые лежат в основе совместной деятельности людей.