Случай неожиданных потрясений, и т.п.
Система институтов, определяющих формальные правила
Основные правила хозяйственной системе устанавливают внешние институты, определяющие в конечном счете ее характер. Они гарантируют и защищают права собственности, предотвращают насилие и мошенничество, обеспечивают ответственность, свободу и обязательность или принудительность договоров, господство закона, составляют основу рыночной экономики, будучи вместе с тем производными элементами общеправового демократического и свободного государственного порядка.
Важнейшие институты, определяющие формальные правила: право собственности – определение характера распоряжения средствами и продуктами производства; рынок – регулирование взаимодействия частных хозяйствующих субъектов; организация– комплекс договоров, установление взаимодействия и координация усилий в границах производственной единицы, а также в связях с внешней средой; государство – регламентирование социальных норм и правил общественной жизни; договор – определение порядка взаимоотношений и ответственности хозяйствующих субъектов; организационная культура – философия и идеология управления; трансакционные издержки как мера затрат на осуществление рыночных сделок.
В этих заданных рамках возникают многочисленные непосредственно рыночные (внутренние) институты, которые делают возможными сделки между субъектами, снижают степень неопределенности. Это: локальные рынки, домашние хозяйства, многочисленные предприятия, фирмы, организации, типы договоров, платежные и кредитные средства, средства накопления (сохранения богатства), посреднические и консалтинговые учреждения, биржи, специальные меры по снижению риска (страхование, поручительства), гарантии качества, товарные знаки, организации для защиты групповых интересов и самопомощи (союзы, палаты, ассоциации и др.). Функционирование «внутренних» институтов постоянно осуществляется под двойным контролем: правовым — со стороны государства и экономическим — со стороны рынка.
Организациюможно назвать «первоэлементом»социальной структуры общества. Она же является основой и социально-экономической подсистемы общества.
В качествепроизводственно-хозяйственного образованияорганизациясостоит из элементов, связей и отношений: материально-технической природы–средства и предметы труда, технологические правила, регламентирующие процессы производства и распределения продукции, организационно-технологическая информация; социальной природы – люди, их профессиональная подготовка и способность к трудовой деятельности, нормы, правила и «технологии» отношений между членами коллектива [7].
В организации сосредоточивается множество нормативно-предписывающих институтов, так как многие организационные процессы основаны на договорах, что дает основание определять организацию как комплекс договоров. Это договоры между наемными работниками и собственниками, между собственниками и управляющими, договоры, разграничивающие компетенцию и ответственность. Договоры составляют часть внутренней среды организации и определяет всю ее организационную структуру. Организация как экономическая единица координации обладает доступными определению границами и функционирует более или менее непрерывно для достижения цели или совокупности целей, разделяемых членами-участниками.
Важным для существования любой организации является степень зависимости от других организаций: чем больше зависимость от владельцев, поставщиков или потребителей, тем меньшая автономия в принятии решений и большая централизация власти внутри нее, большая формализация ее структуры.
По сравнению с институтом организация предстает как нечто специфическое, ибо она основывается на правилах, в то время как институты часто являются объектом выбора или переговоров. Условия, которые определяют организацию, содержат волевой момент, в том числе в краткосрочном плане, что нехарактерно ни для институтов, ни для рынков.
Свойство организации — это гибкость, которая обеспечивает во многих случаях ее превосходство над рынком, т. е. способность изменять внутренние правила игры, иногда в предельно сжатые сроки. Кроме того, и ограничения, которые довлеют над организацией, отличаются от ограничений, которым подчиняются институты или рынки. Институты изменяются главным образом в соответствии с историческими и социальными ограничениями. Институциональная динамика сильно зависит от эволюции противоборствующих интересов социальных групп в рамках длительного периода. Что касается рынков, если они выступают под маркой института (например, в силу условий контракта), их функционирование зависит прежде всего от ограничений, обусловленных поведением экономических единиц [3].
Договор — двустороннее или многостороннее соглашение, в котором оговорены права и обязанности его участников, направленное на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей. Обычно содержит сведения о его участниках, изложение предмета, сущности сделки, обязательства договаривающихся сторон, условия осуществления договора, способы оплаты за предоставленные друг другу товары, работы, услуги, формы ответственности участников за невыполнение принятых обязательств, условия расторжения или продления договора, юридические адреса сторон. Скрепляется подписями полномочных представителей договаривающихся сторон и печатями (если участник договора — юридическое лицо). Договоры называют также контрактами. Существует множество видов договоров, определяемых их предметом, содержанием и тем, кто в них участвует [2].
Большинство сделок внутри фирмы носят устный характер. С внешними организациями фирма чаще осуществляет контакты через письменные сделки. Для эффективного управления фирмой менеджеру необходимо знать особенности и последствия заключения того или иного вида договоров. Используя определенные виды сделок, можно повысить эффективность менеджмента или застраховаться от неблагоприятного развития конъюнктуры.
Договорные отношения сопряжены с неопределенностью, риском из-за недостаточной информации. Вместе с тем они в той или иной степени строятся на доверии и на механизмах ответственности. Не всегда нарушитель договора опасается юридической ответственности (судебные разбирательства по мелким поводам могут привести к немалым издержкам для самого истца). Но необязательность практически всегда ведет к утрате доверия партнеров, вытеснению с рынка и в конечном счете к банкротству. Иметь абсолютно полную информацию в условиях динамичного рынка вообще невозможно. Поэтому договор опирается, как правило, лишь на ключевые пункты, на конечные результаты, Например, акционеры не могут контролировать все решения управляющих, но оценивают качество их работы по результатам за год; предприниматель не может точно определить эффективность труда каждого работника и (хотя трудовой договор заключается с каждым индивидуально) также полагается на совокупный конечный результат; простой покупатель не может проверять технологию производства желаемого продукта, но он доверяет торговой марке и после покупки оценивает товар по приносимой им пользе. Принцип свободы договора, т. е. договорного оформления отношений, между хозяйственными субъектами, — очень важен, поскольку, если партнеры и формы отношений с ними предписываются монопольно или сверху, экономически трудно оценить риски, а еще труднее рассчитывать на механизм ответственности.
Права собственности.В экономическом словаре собственность представляется как принадлежность средств и продуктов производства определенным лицам — индивидуумам или коллективам — в определенных исторических условиях, отражающих конкретный тип отношений собственности. Принадлежность собственности человеку дает ему право использовать и воздействовать на имущество по своему усмотрению. Все экономические объекты являются чьей-то собственностью и одновременно не зависимо от форм собственности они неизбежно управляются, т.е. возникают отношения «субъект собственности — объект собственности».
Субъект собственности – собственник, юридическое или физическое лицо, обладающее правом собственности, выступающее в роли владельца, распределителя, пользователя объекта собственности. Их объединяют в три большие группы: частные лица, коллективы и общество (государство). Частные лица — это отдельные лица, которым принадлежат предметы потребления, средства производства, другое имущество. Коллектив— это объединение людей, которые совместно владеют, распоряжаются и пользуются данным имуществом. Государство является самым крупным субъектом собственности. К объектам относят средства производства, предметы потребления, природные ресурсы, рабочую силу. В соответствии с законом «О собственности Республики Беларусь» объектами собственности являются земля, ее недра, воды, воздушное пространство, здания, сооружения, оборудование, растительный и животный мир, результаты интеллектуального труда, информация, денежные средства и др. В отношениях между субъектом собственности и объектом собственности сохраняется мера обладания объектом со стороны субъекта, его прав на объект и вид деятельности.
В связях между субъектами и объектами принадлежность собственности выражается в отношениях и правах владения, пользования, распоряжения.
Владение - исходная форма собственности – фактическое реальное обладание вещью (объектом). Владелец объекта может делегировать полномочия распорядительства, сохраняя за собой получение дохода.
Пользование - потребление вещи, эксплуатация имущества и возможность извлечения из него доходов в рамках действующего законодательства.
Распоряжение - возможность субъекта управлять собственностью любым желаемым способом в рамках закона.
Формы собственности*. Частная собственность – принадлежность (присвоение) средств и результатов деятельности частными лицами. Государственная собственность охватывает объекты, являющиеся достоянием всех граждан страны, управление которыми осуществляют органы государственной власти.
Различают также коммунальную (муниципальную) собственность, которая отражает отношения по поводу имущества ассоциации граждан, проживающих в областях, районах и других административно-территориальных образованиях.
Ключевым моментом переходного периода от централизованной системы управления к рыночной является реформирование отношений собственности. Рыночная и государственная экономика базируются на разных ситуациях и мотивах деятельности, генерируемых отношениями собственности. В рыночной экономике движущим мотивом являются экономические интересы субъектов хозяйствования, реализующиеся через механизм конкуренции и ценообразования. В государственной экономике собственность функционирует через административное воздействие.
Частная собственность в качестве важнейшего института рыночной экономики также рассматривается как специфическая форма договора между обществом в целом и индивидуумом: индивидуум распоряжается некой собственностью, выполняя определенные обязанности (например, когда платит налог с собственности, обеспечивает рациональное использование ресурсов, соблюдает установленные государством социальные и экологические нормы). Для общества выгода от существования данного института в том, что оно значительно экономит на издержках, связанных с планированием, в том числе сопоставлением альтернативных вариантов, организацией использования ресурсов, наблюдением, анализом результативности. Если бы дело сводилось только к попыткам каких-то социальных групп использовать институт частной собственности в интересах личного обогащения и упрочения своих властных позиций, то он не смог бы существовать исторически длительный период. Хотя общество и не заключает с каждым частным собственником отдельный договор, оно исходит из того, что каждый собственник, во-первых, вносит некий «залог» (оплачивает имущество при его покупке либо платит налог на наследство) и, во-вторых, испытывает сильное давление стимула прибыли (и не менее сильное давление угрозы убытков).
Частная собственность для рыночной экономики — не идеологический лозунг и не самоцель, а предпосылки децентрализованного принятия решений в конкурентных условиях. Но чтобы возник конкурентный порядок, т. е. чтобы цены смогли выполнять информационную и регулирующую функции, одного лишь института частной собственности недостаточно. Необходима взаимосвязанная (комплексная) реализация шести «конституирующих принципов конкурентного порядка»: стабильность денежного обращения; открытые рынки; частная собственность; свобода договоров; полная хозяйственная и имущественная ответственность; стабильность экономической политики [3].
Инновационный характер современного экономического развития с высокой наукоемкостыо производства изменяет отношения между трудом и капиталом: владельцы капитала вынуждены все больше считаться с интересами владельцев профессиональных знаний и интеллектуальной собственности, а сами отношения собственности делаются все более сложными. Интернационализация капитала и его концентрация ведут к дальнейшему развитию коллективных форм частной собственности в виде акционерных компаний, партнерских компаний, кооперативов. Усложнение отношений собственности вызвало к жизни появление в экономической науке теории прав собственности, или неоинституционализма, родоначальниками которой стали американцы Р. Коуз (R. Coase) и А. Алчиан (A. Alchian). Отношения собственности трактуются не как отношения между человеком и вещью, а как отношения людей с их правами на использование ресурса. Причем наибольшим влиянием в фирме пользуется тот, кто обладает правом на наиболее специфический для данной фирмы ресурс. В классической промышленной или торговой фирме этим ресурсом является капитал*, в новых сферах предпринимательской деятельности — информатике, инновационной и профессиональных услуг — интеллект. По мере того как современное производство становится все более наукоемким, роль интеллектуальной собственности в экономическом и общественном развитии неуклонно возрастает и одновременно усложняются ее формы.
Можно выделить три основные формы: все наемные работники фирмы являются ее совладельцами и полностью осуществляют контроль над управлением фирмой; наемные работники владеют большей частью капитала и осуществляют контроль большинства; наемные работники владеют меньшей частью капитала фирмы, рамки контроля и участия в управлении минимальны.
Переход к той или иной форме участия в прибылях и совладения не всегда связан со стремлением к максимизации прибыли и повышению эффективности: важную роль здесь играет забота о сохранении рабочих мест (опыт шведских фирм). Наконец, абсолютное большинство фирм, использующих системы участия в прибылях, относятся к третьему типу, их персонал владеет акциями, составляющими лишь незначительную часть капитала фирмы, а степень его контроля и участия в управлении минимальна.
Государство– основной институт политической системы, наделенный высшей законодательной властью, т.е. правом устанавливать и регламентировать социальные нормы и правила общественной жизни в пределах определенной территориальной целостности и использовать легитимные методы принуждения для их соблюдения по отношению ко всем членам общества. Государство является основным источником политической власти и использует ее от имени всего общества. Государство имеет непосредственное влияние на экономику. Во-первых, государство издает законодательные акты и осуществляет административное регулирование, т. е. действует как сила, внешняя по отношению к экономике; во-вторых, государство выступает в качестве собственника некоторых отраслей экономики или отдельных предприятий, т. е. непосредственно осуществляющим экономическую деятельность. Во втором случае государство, как правило, подчиняется общим законам рыночной экономики, т. е. для него действуют те же законы, что и для частных предприятий.
Сегодня на Западе фактически сложилось несколько отличающихся друг от друга разновидностей «рыночных экономик».
Например, США ближе других стоят к принципу «laissez faire»*. В противоположность этому Франция имеет весьма сильную государственную промышленность. И поэтому «планификация» была одним из распространенных лозунгов. В Германии, а также в Австрии получила развитие модель «социального рыночного хозяйства».
Концепция социального рыночного хозяйства исходит из того, что частное хозяйство в его чистом виде (без государственного вмешательства) столь же неизбежно чревато неэффективным функционированием экономики, не говоря уже о социальной несправедливости. Основная идея социального рыночного хозяйства - поддержание социальной гармонии. Государство обязано вмешиваться с теми или иными корректирующими мерами, как только возникает опасность, что развитие рыночных процессов приведет к социально нежелательным и несправедливым результатам. Итак, социальное рыночное хозяйство представляет собой, по сути дела, промежуточную концепцию между чисто рыночной и централизованно регулируемой системами экономики. Рыночное хозяйство здесь выступает как несущая опора всего экономического порядка. Однако оно не предоставлено само себе, а сознательно регулируется государством. Так возникает социально управляемый рыночный механизм.
В общем виде можно выделить три способа, посредством которых государство как экономическая организация изменяет условия работы других организаций, и в то же время само подвержено этим изменениям.
Прежде всего, государство распределяет ресурсы, которыми оно располагает; принимает экономические решения, приводящие к структурным сдвигам в работе крупных секторов экономики, а также устанавливающие отношения между организациями или условия этих отношений; обладает контролем над сообществом экономических организаций.
Рынок –совокупностьсоциально-экономических отношений в сфере обмена, посредством которых осуществляется реализация товарной продукции и окончательно признается общественный характер заключенного в ней труда; всякий институт или механизм, сводящий вместе покупателей и продавцов конкретного товара или услуг [2].
Рынок можно определить как специальное место для осуществления торговых операций. В широком смысле рынок трактуется как абстракция, подразумевающая общее наименование группы потребителей, объединенных географическим положением или потребностями, порождающими спрос.
В основе рынка лежат отношения между хозяйственно обособленными субъектами, каждый из которых преследует свою выгоду, участвуя в конкурентной борьбе. Конкуренция — основной элемент рыночной экономики, состязание между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынка сбыта, источники сырья. Является действенным механизмом стихийного регулирования пропорций общественного производства. Различают ценовую конкуренцию, направленную на снижение цен и неценовую (качественную) конкуренцию, основанную на совершенствовании качества продукции и условий ее продажи. Конкуренция имеет, наряду с экономическим, также важное социальное измерение, поскольку обеспечивает творческую свободу каждого — прежде всего в сфере экономического созидания, препятствует ограничению обмена, воспитывает боевой дух и предприимчивый образ действий.
Стимулирование конкуренции включает в себя четыре главных направления:
• антимонопольное законодательство, предусматривающее жесткий контроль за предприятиями, которые занимают или могут занять доминирующее положение на рынке;
• введение норм, устанавливающих определенные рамки (правила) деловой активности;
• определенное регламентирование порядка выхода на рынок самостоятельных предпринимателей (требования к квалификационному минимуму для занятия некоторыми профессиями);
• последовательная либерализация внешнеэкономических связей.
Главный принцип современного рынка заключается в том, что потенциальный производитель сначала находит покупателя продукции, которую он может и готов произвести, и лишь затем, после соответствующей необходимой подготовки, приступает к производству. Практически каждая сделка купли-продажи между корпорациями предваряется сейчас заключением письменного или устного контракта, имеющего юридическую силу. Контракт превращает сферу рыночных отношений в сферу прямых связей между производителями и потребителями. Контракт — это, по сути дела, заказ, выполняемый подрядчиком. Он позволяет составлять предварительные планы производства, обеспечения его сырьем, оборудованием, рабочей силой, в некоторых случаях планы научно-технических исследований, во всех случаях — финансовые планы предприятия. Процесс производства практически полностью выводится за пределы сферы действия сил рыночной стихии и анархии. На уровне предприятия он становится предсказуемым, т. е. планомерным.
Уменьшение риска не означает, что все параметры экономической деятельности предприятий становятся предсказуемыми. Рыночные силы продолжают действовать в форме конкуренции производителей и/или потребителей между собой. Конкуренция влияет на уровень цены, качества, с одной стороны, и на степень загруженности производственных мощностей отдельных предприятий — с другой. На смену риску не продать произведенное приходит риск остаться с незагруженными мощностями, в то время как твои конкуренты работают на полную мощность.
Организационная культура –набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации и получающих выражение в заявленных организационных ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий.
Культура организаций оказывает существенное влияние на успехи и эффективность организации. Многочисленные исследования показывают, что процветающие компании отличаются высоким уровнем культуры, который формируется в результате продуманных усилий, направленных на развитие «духа» корпорации, во благо всех заинтересованных в ее деятельности сторон.
Признанное толкование понятия «культура» касается внутренней жизни организации: это образ жизни, мышление, действия и существование; порядок принятия решений, поощрения или наказания служащих, это и связи внутри организации, терпимость к оппозиции.
Высокое экономическое и идеологическое значение организационной культуры в современных условиях делает процессы ее формирования и динамичной трансформации объектом борьбы разных сил. Суть этой борьбы сводится к дилемме: быть ли организационной культуре средством узкогруппового манипулирования сознанием и поведением людей или объединяющим, конструктивным и одухотворяющим началом в деятельности современных хозяйственных организаций.
При организации труда тейлоровского типа традиционные условия производства объективно не требовали использования моральной мотивации и заинтересованности работников в коллективном новаторском поиске. В современной рыночной экономике на первый план выдвигаются люди, способные взять на себя высокую ответственность, стремящиеся реализовать свои творческие и организаторские способности.
Трансакционные издержки– затраты, связанные с осуществлением сделок на рынке, т.е действий, направленных на установление, изменение или прекращение гражданских правоотношений. Связаны с созданием, использованием, поддержанием и преобразованием институциональной системы функционирования менеджмента организации. Могут включать расходы на:
- регистрацию фирмы и создание фирменного стиля;
- поиск работы и мобильность;
- поиск и выбор партнера;
- подписание соглашений и контроль исполнения;
- адаптацию к происходящим изменениям;
- совершенствование квалификации отдельных работников;
- найм или увольнение;
- информацию о вакансиях и работниках;
- отбор кандидатов;
- контроль за выполнением трудового соглашения;
- предупреждение мошенничества;
Трансакционные издержки тем больше, чем выше неопределенность условий хозяйствования и ненадежность партнеров, и тем больше, следовательно, риски. Поэтому организация может или изменить эти условия (стратегии роста организации), или приспособиться к ним (стратегии выживания и адаптация). В той мере, в какой организация обладает властью рынка, она обладает и властью над институциональной средой.
Краткие выводы.Каждая организация должна не только знать свою «среду обитания» и природу ее изменений, но и уметь реагировать на эти изменения: ничто в управлении не происходит немотивированно, все имеет свою причину, все определяется сложным сплетением влияния многих переменных внешней и внутренней среды. Условия осуществления индивидуального или коллективного выбора, размещения и использования ресурсов определяет совокупность социально-экономических правил -институтов рыночной экономики. Институты структурируют и облегчают взаимодействия между людьми: к ним относятся как положения гражданского кодекса, так и принципы разрешения житейских конфликтов, принятые в данном социуме.
Вступая в отношения по поводу купли-продажи люди в своем поведении придерживаются норм, установившихся в результате рыночного согласия (convention). Нормы рыночного поведения обусловливаются также формальными правилами, обязательными для каждого участника хозяйственной деятельности. В первую очередь речь идет о свободе конкуренции, не ограниченной какими-либо льготами и привилегиями, об обязательности контрактов и надежности прав собственности.
Основные правила хозяйственной системе устанавливают внешние институты, определяющие в конечном счете ее характер. Они гарантируют и защищают права собственности, предотвращают насилие и мошенничество, обеспечивают ответственность, свободу и обязательность или принудительность договоров, господство закона, составляют основу рыночной экономики, будучи вместе с тем производными элементами общеправового демократического и свободного государственного порядка.
Ключевые понятия:адаптация, право собственности, рынок, конкуренция, организация, государство, договор, организационная культура, трансакционные издержки.
ВОПРОСЫ для самоконтроля.
1. Что составляет компоненты внешней среды?
2. Что понимается под «инструментами управления»?
3. Какие «механизмы» определяют взаимоотношения в рыночной экономике?
4. Какие существуют неформальные нормы рыночного поведения?
5. Что является основой рыночных взаимоотношений?
6. В чем заключается главный принцип современного рынка?
7. Что такое «право собственности»?
8. В чем состоит выгода для общества от существования института частной собственности?
9. Каковы способы изменения государством условий работы экономических субъектов?
10. В чем смысл идеи социального рыночного хозяйства?
11. В чем заключается экономическое значение организационной культуры для менеджмента организаций?
12. В чем сущность и цели стратегии снижения трансакционных издержек функционирования рыночных институтов?
Рекомендуемая литература
1. Киселева Т.Г. , Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Учебник. – М.: МГУКИ, 2004
2. Краткий экономический словарь /Под ред.А.Н.Азрилияна. – М.: Ин-т новой экономики, 2005.
3. Лафта Дж.К. Менеджмент: Учеб. пособие.– М.: ТК Велби, 2004.– 592 с.
4. Словарь-справочник менеджера / Под ред.М.Г.Лапусты.– М.: ИНФРА-М, 1996.
5. Саркисов С.Э. Менеджмент: Словарь-справочник – М.: «Анкил», 2005.
6. Смирнов Э.А. Теория организации: Учебное пособие.- М.: ИНФРА-М, 2002
7. Шеметов П.В. Теория организации: Курс лекций.- М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2004