ВСТУПЛЕНИЕ
Тема 4. Понятие и значение кадрового менеджмента.
Тема 3. Цели и функции управления в системе категорий менеджмента.
Тема 1. Предмет менеджмента. Концепция эволюции управления.
ВСТУПЛЕНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ
Минск 2007
Курс лекций
Основы менеджмента
Тема 2. Общая система рыночных институтов менеджмента.
Современному человеку для адаптации в сложной и динамичной социокультурной жизни необходимо знать в каком обществе он живет, чтобы адекватно строить свое поведение. Однако, большинство привыкло руководствоваться личным опытом, включая устный обмен информацией с ближайшим окружением и отрывочные сведения, передаваемые средствами массовых коммуникаций. Поэтому представления об обществе и культуре нечеткие, собственная теоретическая база слабая; терминология только зарождается; данные эмпирических исследований недостоверны [Орлова Э.Л.].
С углублением рыночных отношений возрастает экономическая самостоятельность субъектов, множится разнообразие социально значимых решений. Людям приходится нести реальную ответственность за приобретение и использование локальных доходов, за определение приоритетности в решении имеющихся в организации или регионе социокультурных проблем. Для эффективных и менее рискованных решений нужны знания о закономерностях жизнедеятельности организаций, о складывающихся в процессе управления отношениях людей, о социальных институтах регулирования общественной жизни. Важно определить место и значение менеджмента в общей системе знаний, приблизиться к освоению технологических подходов в управленческой деятельности.
Менеджмент имеет место практически во всех сферах жизнедеятельности общества: политике, науке, образовании, культуре. Одним из главных условий совершенствования социальной действительности становится организация социально-культурная деятельности как важной формой самовыражения, самореализации личности. Финансируемые из республиканского и местного бюджетов досуговые программы предназначены для развития территориального своеобразия и самобытности культуры, поддержки новаторских социальных инициатив, новых форм творчества.
В реальной экономике, в едином пространстве деловых и экономических отношений действуют общие законы и нормы, регулирующие финансовые, материальные потоки, производственные, товарно-денежные и деловые отношения. Экономическая деятельность социокультурных учреждений, обладая существенной спецификой, - в своей основе подчинена общим закономерностям и принципам рыночной экономики, методам управления, психологии менеджмента и маркетинга. Безусловно прав известный российский эксперт, разработчик ряда региональных и международных программ Г.Л.Тульчинский, утверждая, что если ранее работник социально-культурной сферы был прежде всего педагогом-воспитателем, работником «идеологического фронта», то теперь он должен быть экономически грамотным специалистом, полноценно компетентным в вопросах менеджмента, практически ориентированным в технологиях коммерческой и некоммерческой деятельности.
Предлагаемый курс лекций для студентов специализации «менеджмент социокультурной сферы» дает представление о менеджменте как управлении социально-экономическими и социально-техническими системами для получения определенного результата; раскрывает значение целеполагания, смысл и направленность функций управления; показывает необходимость эффективного использования кадрового потенциала в соответствии со стратегией развития и применении новых способов управления, распространении предприимчивости, инициативы, разумного сочетания частного и государственного интересов.
Курс направлен на выработку у студентов необходимых умений и навыков анализа внутреннего и внешнего окружения организации, ее жизненного цикла; управленческих процессов, т. е. последовательных действий по преобразованию ресурсов в результаты, неразрывно связанных с общими функциями самого процесса управления (планирование, организация, активизация и контроль); использования терминологии менеджмента, творческого формулирования корректных определений.