А.И.Степанцов

Кафедра менеджмента социокультурной деятельности

Таблица 1 – Тенденция развития в решениях по оплате труда в соответствии с циклом развития организации индустрии туризма и гостеприимства

Литература

Словарь терминов

Заключение

Ситуации для обсуждения

1. Вы являетесь главным бухгалтером предприятия. С утра к Вам пришел посетитель просить большую сумму денег, а их просто нет в наличии или не положено выдавать. Как Вы поступите, используя правило Сократа?

2. Руководитель обратился к коллективу: «Товарищи!» Какой смысл таит данное обращение?

3. Никогда не следует смотреть на часы, которые мы носим на руке. Однако в кабинете начальника нет стенных часов. Как Вам поступить, чтобы узнать время?

 

 

В учебном пособии рассмотрены важнейшие и актуальные проблемы менеджмента. Их изложение не претендует на полноту раскрытия всего многообразия удивительного мира, где действует менеджер, от решений, стиля руководства которого зависят и результаты деятельности предприятия, и уверенность в завтрашнем дне, и возможность работы в новой экономической ситуации.

Хочется верить, что знания, почерпнутые из данного пособия, потребуют дополнительного изучения менеджмента, без которого невозможно развитие российской экономики.

Никакая культура или общество не являются совершенными сами по себе, но человек может совершенствовать себя, если посвятит этому свои усилия.

Цивилизованный рынок требует грамотных специалистов.

Всему надо учиться.

Пока есть время.

Удачи Вам!

 

 

Адаптация– приспособление системы и ее отдельных элементов к изменяющимся условиям внешней среды.

Административный подход к менеджменту– подход, заключающийся в регламентации функций, прав, обязанностей, нормативов качества, затрат, продолжительности, элементов системы менеджмента в нормативных актах (приказы, распоряжения, указания, стандарты, инструкции, положения).

Анализ– разложение целого на элементы и последующее установление взаимосвязей между ними с целью повышения качества прогнозирования, оптимизации, обоснования, планирования управленческого решения по развитию объекта и оперативного управления его реализацией.

Бизнес– инициативная экономическая деятельность, осуществляемая за счет собственных или заемных средств на свой страх и риск, под свою ответственность; главная цель – получение прибыли.

Вертикальные отношения– отношения между уровнями управления при иерархически построенной структуре.

Власть– возможность действовать или воздействовать на ситуацию или поведение других людей.

Влияние– асимметричные отношения между людьми, когда один человек получает возможность воздействовать на другого.

Горизонтальные отношения– распределение работ и ответственности на одном и том же уровне.

Делегирование– передача задач, властных полномочий и ответственности на более низкие уровни менеджмента.

Децентрализация– распределение полномочий по принятию решений по вертикали управления.

Децентрализованная дивизиональная структура управления– организационная структура управления, базирующаяся на комбинации специализации подразделений организации с децентрализацией в принятии решений.

Закон конкуренции– закон, в соответствии с которым в мире происходит объективный процесс повышения качества продукции и снижения ее удельной цены.

Закон масштаба– закон, согласно которому увеличение масштабов производства продукции за счет ее унификации или реализации других факторов ведет к снижению себестоимости продукции.

Имидж организации– образ, складывающийся у клиентов, партнеров, общественности. Основу имиджа составляют существующий стиль внутренних и внешних деловых и межличностных отношений персонала и официальная атрибутика – название, эмблема, товарный знак.

Инновация– результат интеллектуальной, научно-технической или другой деятельности в той или иной сфере по эффективному изменению объекта управления путем внедрения новшеств.

Интеграция– процесс, приводящий к формированию целостных организационных образований из самостоятельно функционирующих предприятий.

Конкурентное преимущество– относительное преимущество организации над конкурентами по аспектам, которые рассматриваются клиентами как значимые.

Конкурентоспособность менеджера– преимущество менеджера по отношению к другому менеджеру, характеризующееся умением разработать систему обеспечения конкурентоспособности данного объекта, управлять коллективом по достижению целей системы.

Консенсус– метод принятия решения группой, в основе которого лежит принцип, что решение не принимается до тех пор, пока хотя бы один член группы имеет против него принципиальные возражения.

Контроль– функция менеджмента по обеспечению выполнения программ, планов, письменных или устных заданий, документов, реализующих управленческие решения.

Конфликт– процесс развития и разрешения противоречий в целях, отношениях и действиях людей или групп.

Координация– центральная функция менеджмента по установлению связей, организации взаимодействия и согласованности работы компонентов системы, оперативной диспетчеризации выполнения планов и заданий.

Лидерство– ведущее положение отдельной личности или социальной группы, обусловленное более эффективными результатами деятельности; процессы внутренней самоорганизации и самоуправления группы, возникшие в результате индивидуальной инициативы его членов.

Линейный руководитель– должностное лицо, несущее прямую ответственность за результаты работы организации или ее подразделения и наделенное властью и полномочиями отдавать распоряжения подчиненным.

Матричная структура управления– структура управления с решетчатой организацией и двойным подчинением работников.

Менеджер– предприимчивый руководитель, который изыскивает возможности и идет на преднамеренный риск, осуществляя изменения и вводя усовершенствования в организации.

Менеджмент– 1) междисциплинарная наука, основанная на исследовании влияния технических, экономических, организационных, экологических, психологических, социальных и других аспектов на эффективность использования ресурсов и конкурентоспособность принимаемого решения; 2) вид профессиональной деятельности людей по организации процессов достижения системы целей, принимаемых и реализуемых с использованием научных подходов, концепции маркетинга и человеческого фактора.

Миссия– основная общая цель организации, ее предназначение, роль в определенной сфере деятельности и социальная роль в обществе.

Модель– условный образ объекта управления. Модели могут быть логическими, физическими, экономико-математическими.

Мониторинг– непрерывное комплексное наблюдение за объектами, измерение параметров и анализ их функционирования.

Мотивация– создание внутреннего и внешнего побуждения к действиям.

Обратная связь– связь, представляющая собой различную информацию, поступающую от потребителя к лицу, принявшему решение, или к лицу, от которого поступила информация по решению проблемы.

Оптимизация– процесс перебора множества факторов, влияющих на результат, с целью определения значений параметров объекта, при которых достигается его наилучшее состояние, позволяющее, в свою очередь, обеспечить оптимальные параметры выхода объекта как системы.

Организация– функция менеджмента как процесса по реализации планов, суть которой – в координации действий отдельных элементов системы; форма объединения людей для их совместной деятельности в рамках определенной организационно-правовой формы.

Организационная культура– общее понимание членами организации ожидаемого поведения.

Организационная структура– разделение работ на задачи, функции, закрепление полномочий по рабочим группам и подразделениям.

Ответственность– моральная обязанность выполнять задачу с максимальным использованием своих способностей и отчитываться за результаты.

Планирование– функция менеджмента, комплекс работ по анализу ситуаций и факторов внешней среды, прогнозированию, оптимизации, оценке альтернативных вариантов достижения целей, выбору наилучшего варианта плана.

Показатель– величина, измеритель, позволяющий судить о состоянии объекта.

Полномочия– ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия ее сотрудников на выполнение заданий.

Прибыль– показатель финансовых результатов хозяйственной деятельности организации, превышение доходов от продажи товаров и услуг над затратами на производство и продажу этих товаров и услуг.

Принятие решения– процесс анализа, прогнозирования и оценки ситуации, выбора и согласования наилучшего альтернативного варианта достижения поставленной цели.

Проблема– понятие, характеризующее разницу между действительным и желаемым состоянием объекта.

Проектная структура управления– временная организация работ и управления, связанная с выполнением проекта.

Разделение труда– один из главных принципов организации производственных и управленческих процессов, обеспечивший их автоматизацию и специализацию, на основе которых, в свою очередь, стали возможными современное массовое производство, повышение качества и экономия ресурсов.

Регулирование– функция менеджмента по изучению изменений факторов внешней среды и принятию мер для доведения параметров входа системы до новых требований выхода (требований потребителей).

Риск– вероятность достижения положительного или отрицательного проектного результата в зависимости от действий внешних и внутренних факторов, определяющих степень неопределенности объекта и субъекта риска.

Себестоимость продукции– текущие издержки производства и обращения товара, исчисленные в денежном выражении.

Синергия– 1) преимущество, возникающее, когда организация развивает новые виды деятельности, используя имеющиеся возможности; 2) эффект, достигаемый в результате объединения двух или более взаимодополняющих видов деятельности.

Система менеджмента– система научных подходов и методов, целевой, обеспечивающей, управляемой и управляющей подсистем, способствующая принятию и реализации конкурентоспособных решений.

Системный подход– методология исследования объектов как систем. Система состоит из двух составляющих: 1) внешнее окружение, включающее вход, выход системы, ее связь с внешней средой, обратную связь (первично); 2) внутренняя структура – совокупность взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих процесс воздействия субъекта на объект, переработку входа в выход и достижение целей системы (вторично).

Стратегический менеджмент– теория и практика обеспечения конкурентоспособности и эффективности решений путем разработки стратегии организации и возложения ответственности за эту работу на ее руководителей.

Стратегические цели– цели, которые организация ставит, методы их достижения и необходимые для этого ресурсы.

Стратегическое управление– решение стратегических проблем на базе формирования стратегии, методов ее реализации и при необходимости – введения корректив.

Стратегия– обобщающая модель действий, необходимых для достижения поставленных целей путем координации и распределения ресурсов; набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности.

Стратегия диверсификации– стратегический выбор альтернативы выхода организации на новые рынки и новыми товарами.

Стратегия роста– стратегия, направленная на рост прибыли за счет повышения доходов, а не снижения издержек.

Стресс– реакция человека на воспринимаемое им соотношение между предъявляемыми к нему требованиями и его способностью удовлетворить этим требованиям.

Структура– способ сочетания составных частей (компонентов) системы для наилучшего выполнения главной цели системы.

Тактика– методы, используемые для достижения стратегических целей.

Тенденция– 1) выявленные в результате анализа, наблюдаемые устойчивые соотношения, свойства, признаки, присущие системе; 2) сложившаяся направленность процессов.

Управление риском– процесс изучения параметров объекта и субъекта риска, внешних и внутренних факторов, влияющих на объект и поведение субъекта риска, оптимизация риска, его планирования, учета и контроля, мотивации и регулирования выполнения работ по управлению риском.

Управленческая решетка– схема, описывающая стиль менеджмента в зависимости от соотношения двух параметров: стремления к выполнению задания и внимания к отношениям между людьми.

Управленческий процесс– совокупность операций и процедур воздействия управляющей подсистемы на управляемую, осуществляющихся в рамках организационной структуры. Управленческие процессы подразделяются на основные, вспомогательные и обслуживающие. В качестве предмета труда выступают управленческое решение, информация, нормативно-технический и управленческий документ.

Управленческое решение– результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента.

Учет– функция менеджмента по фиксации времени, расхода ресурсов, каких-либо параметров системы менеджмента на различных видах носителей.

Фактор– частный показатель объекта или процесса, протекающего в системе, который оказывает влияние на функцию.

Функциональный руководитель– менеджер, ответственный за специализированную функцию управления, например маркетинг, персонал, производство и т.п.

Функциональные обязанности– изложенные в письменном виде задачи, обязанности и ответственность работника.

Функция– этап процесса управления (стратегический менеджмент, маркетинг, планирование, организация процессов, учет и контроль, мотивация, регулирование).

Харизма– свойства личности, позволяющие ей оказывать влияние на других в отсутствии иных способов воздействия.

Хозяйствующие субъекты– коммерческие организации и их объединения (союзы или ассоциации), некоммерческие организации, за исключением не занимающихся предпринимательской деятельностью, в том числе сельскохозяйственных потребительских кооперативов, а также индивидуальные предприниматели.

Целеполагание– установление целей функционирования и развития организации и ее составных частей с учетом их взаимосвязей и непротиворечивости.

Цель– выраженное количественно или качественно будущее состояние объекта управления, достижение которого обеспечит решение проблемы.

Ценности– компоненты социальной системы, наделяемые особым значением в индивидуальном или общественном сознании и вследствие этого регулирующие общественное поведение.

Централизованная функциональная структура управления– организационная структура, базирующаяся на комбинации разделения труда по функциям и централизованного принятия решений.

Экономические методы менеджмента– методы экономического регулирования отношений между субъектом и объектом управления при помощи налоговой системы страны и региона, кредитно-финансового механизма, таможенной системы, экономических нормативов функционирования организации, системы мотивации за качественный труд, применения методов оптимизации целей менеджмента.

Экономический эффект– разность между экономией, полученной в результате внедрения организационно-технического мероприятия, и затратами на разработку и внедрение этого мероприятия за срок его действия.

Экономичность– показатель соотношения между объемом выпуска и потребными для его производства затратами.

Экономия– разность между нормой (нормативом) или удельным расходом какого-либо ресурса, элементом затрат или затратами на отдельной стадии жизненного цикла объекта до внедрения организационно-технического мероприятия и тем же показателем после его внедрения за определенный период.

Эффективность– показатель степени достижения организацией ее целей. Характеризуется оптимальным соотношением между параметрами производства, экономичности, исполнения обязательств, адаптивности и развития организации.

Эффективность управленческого решения– степень достижения запланированного результата на единицу затрат путем реализации решения.

 

 

1. Белокопытов О.И., Панасенко Г.В. История и культура менеджмента. Красноярск, 1994.

2. Бляхман Л. С. Введение в менеджмент. СПб: Из-во СПбУЭФ, 1996.

3. Большаков А.С. Менеджмент. Краткий курс: Учеб. пособие. М.: Филинъ, 2000.

4. Большаков А.С. Моделирование в менеджменте: Учеб. пособие. М.: Филинъ, 2000.

5. Виханский О.С, Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. М.: Гардарика, 1998.

6. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. М.: Гардарика, 1998.

7. Галькович Р.С., Набоков В.И. Основы менеджмента. М.: ИНФРА-М, 1998.

8. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. М.: ЮНИТИ: Банки и биржи, 1996.

9. Гончаров В.В. В поисках совершенства управления: Руководство для высшего управленческого персонала. М.: МНИИ, 1996.

10. Дункан У. Дж. Основополагающие идеи в менеджменте: Пер. с англ. М.; Дело, 1996.

11. Кнорринг В.И. Искусство управления: Учебник. М.: БЕК, 1997.

12. Красовский Ю.Д. Управление поведением в фирме. М.: ИНФРА-М, 1997.

13. Кузьмин И. Психотехнологии и эффективный менеджмент. М.: Технологическая школа бизнеса, 1996.

14. Куликов Г. Японский менеджмент и теория международной конкурентоспособности. М.: Экономика, 2000.

15. Лафта Дж. К. Эффективность менеджмента организации. М.: Экономика, 1999.

16. Матвеева А., Хорошавина Н. Семь нот менеджмента: Настольная книга руководителя / Под ред. В. Красновой и А. Привалова. М.: ЗАО «Журнал Эксперт», 1997.

17. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. М.: Дело, 1998.

18. Михалева Е.П. Основы менеджмента: Учеб. пособие. Тула: ТулГУ, 1997.

19. Общий менеджмент: Дайджест учебного курса / Под ред. А.К. Казанцева. М.: ИНФРА-М, 1999.

20. Основы менеджмента: Учеб. пособие для вузов / Под ред. А.А. Радушна. М.: Центр, 1997.

21. Панкин А. Основы практического менеджмента: Учеб. пособие для вузов. М.: Экономика, 2000.

22. Паркинсон С.Н., Рустомжи М.К. Искусство управления: Пер. с англ. М.: Издат. дом «Гранд», 1997.

23. Прокушев Е.Ф., Дашков И.К. Менеджмент первичного уровня. М.: Экономика, 1999.

24. Практический менеджмент. Методы и приемы деятельности руководителя / Под ред. Н.Я. Сацкова. Д.: Сталкер, 1998.

25. Русинов Ф.М., Никулин Л. Ф., Фаткин Л.В. Менеджмент и самоменеджмент в системе рыночных отношений: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 1996.

26. Саймон Г., СмитбургД., Томпсон В. Менеджмент в организациях: Пер. с англ. М.: Экономика, 1995.

27. Санталайнен Т. и др. Управление по результатам. М.: Прогресс-Универс, 1993.

28. Семенов А.К., Маслова Е.Л. Психология и этика менеджмента и бизнеса. М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1999.

29. Уткин Э.А. Управление фирмой. М.: Акалис, 1996.

30. Управление организацией: Учебник / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.П. Саломатина. М.: ИНФРА-М, 1998.

31. Файоль А., Эмерсон Г., Тейлор Ф., Форд Г. Управление – это наука и искусство. М.: Республика, 1992.

32. Фатхутдинов РА. Разработка управленческого решения: Учебник. М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1999.

33. Фуллер Д. Управляй или подчиняйся. Проверенная тактика эффективного менеджмента. М.: Фонд за экономическую грамотность, 1992.

34. Ховард К., Короткое Э. Принципы менеджмента: Управление в системе цивилизованного предпринимательства. М.: ИНФРА-М, 1996.

35. Цандер Э. Практика управления. Опыт современного менеджмента предприятий ФРГ. Пер. с нем. Обнинск: Титул, 1994.

36. Швальбе Б., Швальбе X. Личность, карьера, успех: Психология бизнеса. М.: Прогресс, 1995.

37. Шейное В.П. Как управлять другими. Как управлять собой: искусство менеджера. М.: Ассиана, 1996.

38. Ли Якокка. Карьера менеджера: Пер. с англ. Тольятти: Издат. дом «Довгань», 1995.

Этап развития организации   Характеристика процессов, происходящих в организации Тенденции в решениях по оплате труда  
1 Этап старта   Этап характеризуется высоким объемом расходов и невысоким уровнем прибыли. Основная задача — удержаться в бизнесе, для чего прилагаются усилия, чтобы создать клиентскую базу, широко рекламировать и продвигать свои услуги, “выглядеть” процветающими. Еще предстоит убедить потенциальных клиентов, что организация уверена в том, что она делает и будет достаточно устойчива на рынке, выживет в условиях жесткой конкуренции. Должностные инструкции четко не определены, системы оценки неформальны.   Гибкость в оплате, доминирование безналичных вознаграждений (бесплатные обеды, совместные бесплатные путешествия в субботу и воскресенье). Базовые оклады относительно низкие, премии высокие. Нередко применяются различные варианты акционирования как часть всей системы оплаты. По мере развития организации руководство начинает терять контроль над уровнем оплаты труда. Основатели организации и те, кто стоит у ее истоков, становятся ее менеджерами. Их зарплата может отставать от рыночных ставок, так как формальная структура системы выплат еще до конца не отработана. Идет найм новых работников со стороны. В этой ситуации велика вероятность ошибок: а) зарплата новичков может отражать текущие тенденции рынка и быть выше, чем у тех, кто работает относительно давно; б) зарплата руководителей, стоящих у истоков организации, резко поднимается для уравнивания новых и старых работников, внося разочарование у исполнителей.
2. Этап роста   Основная задача — поддержание существующей клиентской базы и ее расширение. Внимание уделяется полному удовлетворению старых клиентов и демонстрации стабильности и надежности новым клиентам. Увеличивается объем рекламы. Появляется новое оборудование, что увеличивает объем операционных расходов. Начинаются делегирование полномочий, разработка письменных процедур деятельности организации, больше внимания уделяется не только привлечению новых квалифицированных специалистов, но и удержанию старых. Увеличивается специализация, более формализуются должностные инструкции, вводится регулярная система оценки как один из элементов контроля. На данном этапе базовые оклады должны быть конкурентоспособны, позволяя тем самым привлекать новых сотрудников и удерживать старых. Увеличивается доля стимулирующих выплат, показывая работникам, что организация вознаграждает тех, кто успешно и в срок выполняет специальные проекты (задания). В части премий для работников можно увеличивать объем предложений по покупке акций, систем участия в прибылях, но необходимо избирательно относиться к списку тех, кому предлагается данный тип вознаграждений. Больше внимания уделяется связям в уровнях оплаты труда между разными категориями сотрудников. Ввиду того что на данном этапе от работников требуется концентрация на более постоянных работах и разработке долгосрочных проектов, распространение получают системы премирования.
3. Этап зрелости Численность рабочей силы существенно не увеличивается. Основная задача — поддержать текущий уровень прибыли. Так как все происходит в условиях жесткой конкуренции, по мере насыщения рынка основное внимание уделяется технологиям доставки услуг потребителям. Организация достаточно полно насыщена письменными процедурами управления, должностными инструкциями и формализованными системами оценки. Приглашаются специалисты широкого профиля, обладающие не только конкретными знаниями, но и знаниями в области управления. Довольно часто руководящие посты занимаются руководителями из конкурирующих организаций. Система оплаты на данном этапе становится более структурированной. Работникам выплачиваются оклады выше рыночных ставок для привлечения и закрепления квалифицированных работников. Применяется система оплаты труда по заслугам, для предоставления возможности хорошим работникам зарабатывать больше (плохие работники отсеиваются в результате формальной оценки и аттестации). Повышенное внимание уделяется вознаграждению долго работающих в организации сотрудников. Вводятся системы стимулирования для сокращения расходов, так как объем доходов резко не увеличивается.
Этап спада Данный этап необязательно означает банкротство организации, так как она может просто корректировать свою деятельность в связи с изменяющейся ситуацией на рынке, технологическими изменениями и т.д. Основная цель наданном этапе – перегруппировка ресурсов организации, эффективная операционная деятельность, удержание своего сектора рынка. Сокращаются объемы рекламы, исключаются неприбыльные виды услуг, снижаются цены, падает прибыль, увеличивается текучесть кадров, их ротация из отдела в отдел, сокращается численность работников. Границы между работами (должностями) размываются. На этом этапе идет замораживание заработной платы, уменьшается время отпусков, удлиняется продолжительность рабочего дня, исключается система участия в прибылях. Стимулируются те работники, которые не желают покинуть “тонущий корабль”. Искривляется система окладов, так как при массовых увольнениях от оставшихся работников требуются выполнение большого объема работ и самостоятельность при той же заработной плате.