Потенциал предприятия

Тема 8. МЕНЕДЖМЕНТ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРЕДПРИЯТИЯ

Ситуации для обсуждения

1. В крупных фирмах Запада менеджерами проводится дифференцированная политика трудовых ресурсов: выделяется «ядро» и «периферия». Объясните преимущества.

2. Около 1 млн «кружков качества» Японии объединяют более 10 млн работников. Почему именно эта форма групповой работы столь актуальна? Сформулируйте принципы организации труда в таких кружках.

3. Разработайте систему вознаграждения за труд конкретного (условного) предприятия, руководствуясь принципами М. Бефа.

 

 

...Важно не то место, которое мы занимаем, а то направление, в котором мы движемся.

Л.Н. Толстой

Для выбора эффективной стратегии действий менеджер должен дать оценку экономическому потенциалу предприятия – совокупности трудовых, материальных, финансовых и других ресурсов, имеющихся в распоряжении предприятия, а также способности работников к использованию ресурсов с целью создания товаров, услуг и получения максимальной прибыли.

Концепция экономического потенциала предприятия – инструмент стратегического планирования развития предприятия, который отличается системным видением факторов, влияющих на вероятность успешного решения задач.

Современный подход к эффективному менеджменту требует постоянного мониторинга, т.е. постоянного наблюдения и управления потенциалом предприятия. Такая концепция приходит на смену прежней практике разовых случайных оценок «силы и слабости» предприятия, поиску и выявлению «узких мест».

Модель экономического потенциала преуспевающей фирмы:

Экономический потенциал предприятия – Человеческий капитал + Основной капитал + Оборотный капитал

Рис. 8.1

 

Модель экономического потенциала предприятия определяют:

kvvad объем и качество имеющейся продукции;

kvvad образовательный, квалификационный, психофизический, мотивационный потенциалы сотрудников;

kvvad способность менеджеров оптимально использовать ресурсы;

kvvad инновационные возможности;

kvvad финансовые показатели.

Алгоритм управления экономическим потенциалом предприятия представлен на рис. 8.1.

При реализации этого алгоритма используют различные подходы:

• циклический – оценка экономического потенциала по каждому продукту;

• системный – детальное описание системы менеджмента;

• диагностический – анализ ограничений для определенных параметров.