Функция мотивации.
Сущность функции мотивации заключается в том, чтобы персонал организации выполнял работу в соответствии с делегированными ему правами и обязанностями и сообразуясь с принятыми управленческими решениями.
В общем смысле мотивация — это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения определенных целей.
В качестве стимулов могут выступать те «инструменты», которые может предложить работодатель для обеспечения мотивации своих сотрудников.
В теории менеджмента существует большое количество теорий, пытающиеся дать объяснение процессу мотивации.
1.Содержательные теории.
Они основываются на определении внутренних побуждений. Теория Абрахама Маслоу.
Мак-Клелланд выделил 3 уровня потребностей:
- потребность в власти – влияние на других людей;
- успех – получение удовлетворения от достигнутого результата отличает человека от животного;
- потребность в причастности – означает, что люди заинтересованы в компании знакомых, налаживании дружеских отношений, оказании помощи другим.
Ф. Герцберг выделил две группы факторов, которые влияют на поведение людей:
- гигиенические факторы: условия труда, социальные отношения, стиль руководства организации, вознаграждение, социально-психологический климат на предприятии;
- факторы мотивации: работа как ценность сама по себе, чувство ответственности, возможноеть совершенствования. В случае положительного проявления наступает удовлетворение работой.
Процессные теории мотивации:
1) Теория ожиданий
2) Теория справедливости (равенства)
3) Модель Портера- Лоулера
-1- Теория ожиданий основывается на предположении, что человек направляет свои усилия на достижение какой- либо цели только тогда, когда будет уверен в большей вероятности удовлетворения за этот счет своих потребностей или достижения цели.
В основе теории лежат три важных фактора:
А) ожидание работника в отношении затрат труда и ожидания- это соотношение между затраченными силами и полученными результатами;
Б) ожидание в отношении результатов и вознаграждений – ожидание вознаграждения в ответ на достигнутый уровень результатов;
В) валентность (В) – есть степень удовлетворения работника.
-2- Теория справедливости (равенства) представляет, что люди субъективно оценивают и сравнивают свое вознаграждение с тем , что получили сотрудники за аналогичную работу. Не справедливое, по их мнению, вознаграждение приводит к психологическому напряжению, человек себя считает недооцененным. Вследствие, он будет тратить меньшие усилия.
-3- Модель Портера- Лоулера является комплексной процессуальной теорией мотивации, включающей элементы теорий ожидания и справедливости. Данные авторы исследовали от чего зависит полученный результат. В их модели фигурируют такие переменные как:
- затраченные работником усилия;
- оценка вероятности связи;
- усилия- вознаграждение;
- способности и характер работника;
- полученные результаты работы;
- вознаграждение, воспринимаемое как справедливость;
- степень удовлетворения.
Основной вывод, полученный в данной модели, заключается в том, что результативный труд ведет к удовлетворению.
Современное развитие менеджмента предполагает использование концепции партисипативного управления – это система взглядов и практического опыта на заинтересованность работника не только непосредственно в своей работе, но и в том, как его работа сказывается на деятельности всей организации.
Направления партисипативного управления:
- работник получает право решать каким способом лучше выполнить свою работу;
- работников привлекают к процессу разработки и принятию управленческих решений;
- работникам дается право формировать рабочие группы по собственному усмотрению;
- работникам дается право контроля за количеством и качеством труда.