Функция организации.
Функция планирования.
Функция контроля.
Функция мотивации.
Функция организации.
Функция планирования
1. Функция планирования означает выработку и принятие определенного постановления, письменного или устного, в котором перед объектом управления будет поставлена та или иная цель, задача. Это постановление — управленческое решение. Планирование — это один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению ее общих целей. С данной функции начинается процесс управления, от ее качества зависит успех организации.
По своей сути функция планирования призвана ответить на следующие основные вопросы:
- где мы находимся в настоящее время? Менеджеры должны оценить сильные и слабые стороны организации в основных ее областях (финансы, маркетинг, персонал, НИОКР), чтобы определить, чего может реально добиться организация;
- куда мы хотим двигаться? Менеджеры должны, оценивая возможности и угрозы в окружающей организацию среде, определить, какими должны быть цели организации и что может помешать достижению этих целей;
- как мы собираемся сделать это? Менеджеры решают, что должны делать члены организации для достижения поставленных целей.
Основным компонентом на этом этапе является управленческое решение.
Классификация управленческих решений.
1.Длительность действия:
- долгосрочные;
- краткосрочные;
- разовые.
2. Степень обязательства:
- категоричный характер;
- рекомендательный характер.
3. Содержание:
- экономические решения;
- социальные;
- организационные;
- научные.
4. Степень структурированности:
- запрограммированные решения;
- незапрограммированные решения;
5. Лицо, принимающее решение:
- групповые решения;
- индивидуальные.
6. Уровень принятия решения:
- организация в целом;
- структурные подразделения;
- функциональные службы;
- отдельные работники.
7. Глубина воздействия:
- одноуровневые;
- многоуровневые.
Сущность функции организации состоит в том, чтобы обеспечить выполнение решения с организационной стороны, т.е. создать такие управленческие условия и отношения, которые обеспечили бы эффективные связи между всеми элементами управленческого процесса.
Организовать — значит разделить на части и делегировать выполнение общей управленческой задачи путем распределения ответственности и полномочий, а также установления взаимосвязей между различными видами работ.
Содержанием функции является:
- приспособление организационной структуры фирмы к задачам намечаемой деятельности;
- подбор людей для конкретной работы и делегирование им полномочий, прав использования ресурсов организации.
Для успешной реализации функции необходимо учитывать требования следующих локальных принципов организации:
- принцип цели. Организация, ее отдельные звенья работают во имя достижения общей цели;
- эластичность организации – разумное соотношение между свободой действий отдельных работников и административными предписаниями;
- принцип устойчивости. Систему управления необходимо строить так, чтобы ее элементы не подвергались коренным изменениям под влиянием внешней и внутренней среды;
- непрерывное совершенствование. Предполагает необходимость систематической организационной работы по совершенствованию процесса организации и реализации решений;
- соразмерность ответственности данным полномочиям;
- приоритет функций. Управленческая функция рождает орган управления, а не наоборот.