Особенности российской технологии принятия решений
Несомненно, что российская современная модельменеджмента должна вобрать в себя все лучшее из мирового опыта принятия и реализации управленческих решений. Вместе с тем необходимо восстановить и развить лучшие отечественные традиции. В частности, в советский период на лучших отечественных предприятиях удавалось сочетать опору на квалификацию специализированного управленческого труда с производственной демократией, что позволяло достигать высоких производственных результатов не только за счет профессиональной, но и социальной эффективности управления.
"Новое дыхание" следовало бы придать такому универсальному принципу принятия решений, который вошел в советскую практику с ленинских времен как "Обсуждение– сообща, а ответственность – единоличная".Осуществление этого принципа в новых условиях позволило бы, с одной стороны, развивать коллегиальность, принципы коллективностив принятии решений, с другой стороны, усилить персональный спрос за реализацию решений(исторически это было всегда самым слабым местом в российской управленческой практике).
Итак,технология принятия и реализации управленческих решений имеет специфические особенности в каждой конкретной организации. Кроме того, существуют специфические особенности, в практике ее реализации в национальных моделях менеджмента. Кстати, с точки зрения социокультурного "наполнения", технология принятия и реализации решений может рассматриваться как один из компонентов организационной культуры.
Таким образом,управленческие решения выступают как система сквозных циклических процессов,обеспечивающая интеграциюдеятельности организации, ее подсистем, вовлечение подразделений и работников в реальную практику управления организацией.
Чтобы эффективно управлять, менеджеры должны овладеть методологией управленческих решений как средств разрешения социальных противоречий, осознаваемых в качестве проблем (проблемных ситуаций). Им необходимо освоить моделирование как эффективный метод исследования реальных ситуаций. Руководитель должен хорошо понимать и диалектически применять на практике способы комбинирования, принципы технологии и реализации решений, знать и использовать – с учетом социокультурной специфики – мировой опыт.