Важнейшие категории менеджмента. Внутренняя и внешняя среда организации

Тема 2. Общая теория менеджмента

 

1. Важнейшие категории менеджмента. Внутренняя и внешняя среда организации.

2. Закономерности управления различными социальными системами.

3. Принципы управления.

4. Методологические подходы в менеджменте.

 

Важнейшими категориями управления и менеджмента являются:

1) объект и субъект управления;

2) прямые и обратные связи между объектом и субъектом управления;

3) система управления;

Объект управления – это управляемая подсистема, т. е. то, чем управляют, т. е. отрасль, предприятие, подразделение и т. п.

Субъект управления – это управляющая подсистема, т. е. то, что управляет, т. е. аппарат управления отраслью, предприятием, подразделением.

Между субъектом и объектом управления существуют прямые и обратные связи.

Прямая связь – это команда, поступающая от субъекта к объекту управления.

Обратная связь – информация, поступающая от объекта к субъекту управления, об исполнении команд и состоянии объекта управления.

Характерной особенностью предприятия (организации) является то, что здесь в качестве субъекта и объекта управления выступают люди. Следовательно, предприятие (организацию) можно рассматривать как социальную систему управления, как часть производственных отношений.

В социальной системе управления объект управления часто называют управляемой подсистемой, субъект – управляющей подсистемой.

Социальную систему управления характеризует ряд общих условий:

§ управляемая система обладает способностью изменять свои параметры (или свойства) под воздействием управляющей системы. При этом для эффективного управления необходимы критерии и показатели, наиболее полно отражающие важнейшие параметры деятельности объекта управления. Например: производственная мощность, численность персонала, объем реализованной продукции, прибыль, рентабельность.

§ субъект управления воздействует на объект в соответствии с определенной целью. Для этого управляющая подсистема должна предвидеть состояние объекта управления после соответствующего воздействия, и ей должна поступать информация о состоянии объекта управления после воздействия. Т. е.в системе управления должны быть четко организованы прямые и обратные связи.

§ Любая экономическая система управления должна располагать определенными материальными, трудовыми, финансовыми и другими ресурсами.

 

Специфика социальной системы управления обуславливает особенности управления процессом труда в каждой фирме, что находит выражение в рационализации соединения живого труда с предметами и орудиями труда, в совершенствовании форм и приемов трудовой деятельности, в том числе и в управлении.

Вместе с тем для предприятий все большее значение приобретает социальная сторона управления, которая охватывает различные аспекты управленческого общения, соблюдения этических норм и правил общения менеджера с персоналом.

Каждая социальная система управления имеет свою внутреннюю среду и связана со средой (внешней), в которой она существует.

Внутренняя среда организации составляет его хозяйственный организм, включающий цели и задачи управления, структуру, технологию и людей, занятых в организации.

Цель – это мысленный образ результата деятельности. Цель управления отражает обычно желаемое состояние объекта управления и является важным понятием в менеджменте, т. к. для любого предприятия необходимо как минимум наличие двух человек, деятельность которых направлена на достижение общей цели. Правильная постановка целей в значительной мере определяет успешную деятельность предприятия (фирмы).

Задачи – это предписанная работы (серия работ и часть работы), которая должна быть исполнена установленным способом в заранее оговоренные сроки.

Структура организации – взаимоотношение уровней управления и ли функциональных областей, позволяющее наиболее эффективно достигать цели организации.

Технологияподразумевает сочетание квалификационных навыков и знаний, оборудования, инструмента и инфраструктуры, необходимых для преобразования предметов труда в производимые организацией товары (или услуги).

Люди – центральный фактор любой модели управления. От их деятельности в конечном счете зависят результаты работы организации, количество и качество производимой продукции (или оказываемых услуг). Люди, занятые в организации существенно различаются по многим параметрам: по полу, возрасту, образования, квалификации, способностям и т. п. Менеджер формирует коллектив и направляет усилия людей на оптимальное достижение целей организации и наиболее рациональное решение стоящих перед нею задач.

Внешняя (окружающая) среда – это все то, что окружает данное предприятие: поставщики и покупатели, конкурирующие организации, культура, политическая ситуация и др.. Окружающая среда активно влияет на любую организацию, поставляя ей кадры, орудия труда, сырье, материалы и ли товары, энергоносители. В свою очередь и организация влияет на окружающую среду, когда производит и реализует товары и услуги.

Например, предприятия торговли оказывают непосредственное влияние на формирование и удовлетворение потребностей и спроса покупателей, воспитывают вкус и культуру потребления. В свою очередь ассортимент реализуемых ими товаров зависит от уровня развития пищевой и легкой промышленности, состояния экспорта, импорта и т. д.

Различают также среду прямого и косвенного воздействия.

Среда прямого воздействия оказывает непосредственное влияние на деятельность организации. Важнейшими элементами этой среды являются: поставщики, покупатели, конкуренты, органы государственной власти, местные органы самоуправления, профсоюзы. К среде косвенного воздействия относят уровень развития науки и техники, культуру, политику, религию и др.

Важнейшую роль во внешней среде играет государство. Наряду с задачами поддержания законности и порядка, обеспечения обороноспособности оно всегда выполняло определенные функции в сфере экономики. При этом условиях кризиса экономическая роль государства возрастает. В современных условиях в развитых странах государство целенаправленно осуществляет регулирование национальной экономики.