СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ КОМПАНИИ ОТНОСИТЕЛЬНО ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ПРОДУКТА

Лекция № 8

Программы, реализующие функциональные задачи СМ

На предприятиях используются программные средства как для решения отдельных задач функциональных блоков, так и для интегрированных решений. При этом учитываются специфика малых, средних и крупных предприятий в организации СМ.

В России наибольшее применение нашли интегрированные

отечественные системы

§ Альт-Инфест (ф. Альт, Москва-СПб.) и

§ Project Expert (ф. ПРО_ИНВЕСТ-ИТ, Москва) и

зарубежные

§ COMFAR (Computer model for feasibility analysis and reporting), созданная при ЮНИДО – Организации Объединённых Наций по промышленному развитию и

§ Microsoft Project (ф. Microsoft, USA)/

Программы могут быть реализованы как:

§ экспертная система (консультант в коробке), помогающая выбрать стратегию бизнеса. При этом система задаёт ряд вопросов, а ответы пользователя позволяют программе сделать выводы о Предприятии и его положении на рынке,

§ Программа для неискушённого пользователя с мощным файлом помощи, учебником и демонстрационными примерами,

§ Мультимедийный учебник по разработке маркетинговой стратегии и тактики,

§ Мастер, позволяющий за несколько шагов создать бизнес-план и др.

 

 

 

Тема:

Вопросы лекции:

1. Концепция жизненного цикла продукта.

2. Матрицы анализа стратегического поведения фирмы относительно жизненных циклов продукта (Артур Литтл) и отраслей (Ч. Хофера - Д. Шендела).

 

 


Вопрос 1. Концепция жизненного цикла продукта.

Жизнь любого объекта или процесса протекает по одной схеме: возникновение (зарождение) - рост - зрелость - угасание. Этот период получил название жизненного цикла. Концепция жизненного цикла применима также и к предприятиям, отраслям экономики, научно-техническим идеям и даже, как показывает опыт истории, к целым государствам.

Применительно к стратегическому управлению говорят о жизненном цикле (ЖЦ) отдельной единицы продукта, всего класса продуктов, товара.

Он зависит от взаимосвязи и динамики изменения факторов внешней среды - конъюнктуры, моды, темпов научно-технического прогресса и пр.

Согласно международным стандартам ИСО-9000 типовой жизненный цикл продукта (с точки зрения его внутреннего содержания) включает следующие элементы.

1. Маркетинг, стратегическая сегментация рынка, прогноз конкурентоспособности фирмы, формирование основы стратегии.

2. Научные исследования, разработка направлений развития товара, технологии, фирмы, проектной документации.

3. Материально-техническое снабжение.

4. Подготовка и отладка производственных процессов.

5. Производство.

6. Контроль, испытания, обследование продукции в процессе производства и выходной контроль.

7. Упаковка и хранение готовой продукции.

8. Реализация и распределение.

9. Монтаж у потребителя и эксплуатация.

10.Техническая помощь и обслуживание.

11.Утилизация.

Жизненный цикл товара (ЖЦТ), или рыночный жизненный цикл, - это период, охватывающий время от его появления на рынке до снятия с производства и прекращения продаж. Его концепция используется для анализа и прогнозирования конкурентных условий.