Виды коммуникаций
1. Внешние коммуникационные сети: государство, другие регулирующие агентства, потребители, конкуренты, профессиональные ассоциации, общественные и иные организации.
2. Внутрифирменные коммуникации:
- межуровневый коммуникации - перемещение информации в рамках вертикальных коммуникаций, различают нисходящую и восходящую коммуникации.
- горизонтальные коммуникации между различными отделами, координирующие, регулирующие их деятельность.
- коммуникации руководитель – подчиненный, связанный с пояснениями задач приоритетов и ожидаемых результатов с обеспечением вовлечения в решение, обсуждение задач, оповещение о стратегии, изменении, обмен идеями.
- коммуникации между руководителем и рабочей группой.
- неформальные коммуникации – канал распространения передачи слухов.
В формировании коммуникативных процессов в организации и за её пределами, как правило, участвуют:
• источники информации – это субъекты и объекты внутренней и внешней среды: начальники и подчинённые, оборудование и технологические процессы, сырьё и энергия, поставщики и покупатели, различные участники рынков, органы государственного и муниципального управления, общественность, средства массовой информации и другие, способные изменяться и изменять своё окружение, что, собственно, и порождает информацию;
• кодировщики информации – это специалисты и специальные подразделения и организации, которые переводят собираемую информацию в форму, удобную для передачи (письменную, электронную, речевую, визуальную);
• передаваемая информация характеризуется содержанием, объёмами, формами, в которых она собирается и кодируется;
• декодировщики информации – это специалисты и специальные подразделения и организации, которые переводят переданную информацию в форму, удобную для восприятия отдельными категориями получателей (письменную, электронную, речевую, визуальную);
• форма кодирования определяется особенностями как источников информации, так и средств передачи, так и получателей, так и самой информации;
• средства передачи – это разнообразные, как правило, технические средства, обеспечивающие движение информации от источников к получателям;
• потребители информации – это субъекты и объекты управления, обеспечивающие функционирование организации целиком и её отдельных элементов.
Управленческая информация может передаваться в двух формах:
• вербальной, то есть в языковой (речь, текст);
• невербальной, то есть в жестовой, мимической и звуковой.
Одним из важнейших видов коммуникаций является деловое общение, которое, как правило, значительно упрощает все коммуникационные процессы. Деловое общение может происходить следующим образом:
• деловой разговор – это относительно короткое речевое общение; может быть личным, по телефону, по видеотелефону, с использованием специальных систем Интернета и т.п.; служит, как правило, для личной передачи каких-то коротких сообщений и обозначения своих позиций;
• деловая беседа – это относительно длительное личное общение, как правило, специально подготовленное; также служит для личной передачи каких-то сообщений и обозначения своих позиций;
• деловое совещание или встреча – в отличие от деловой беседы всегда носит официальный характер, то есть оформляется протокол совещания, который затем вручается всем заинтересованным лицам; основная задача делового совещания – коллективная подготовка управленческого решения;
• деловые переговоры – это особая форма делового совещания, имеющая целью сближение позиций встречающихся сторон по каким-либо вопросам и, если возможно, подписание договора;
• симпозиум – это совещание по какому-либо значительному вопросу, носящее характер свободного, творческого обсуждения;
• семинар – это также совещание по какому-либо значительному вопросу, но носящее характер ознакомления или обучения собравшихся с чем-либо или кем-либо.