Модель конкурентных сил
Модель конкурентных сил Майкла Портера— изучение возможностей по достижению конкурентного преимущества на основе анализа конкурентных сил (рис.8).
Данная матрица позволяет предприятиям знать и умело использовать некоторые правила конкуренции. При этом целью с позиции маркетинга является применение этих правил на пользу предприятия, т.е. действовать лучше, чем это делают конкуренты.
Угроза появления новых конкурентов | ||
Угроза потребителей | Конкуренция среди действующих компаний | Угроза поставщиков |
Угроза появления новых товаров-конкурентов |
Рис.8. Модель конкурентных сил
Конкуренция среди действующих компаний направлена на достижение ими более выгодного положения на рынке.
Действия:
- наблюдение за традиционными действиями конкурентов (например, в области изменения ассортимента, упаковки, цены, рекламы, стимулирования и др.);
- учет возможных изменений в интенсивности конкуренции, связанных с новой ситуацией на рынке, активными действиями конкурентов (например, желание стать лидером).
Степень взаимозависимости конкурентов в значительной степени зависит от конкретного типа рынка. Различают чистую конкуренцию, олигополию (гомогенную и гетерогенную), монополистическую конкуренцию и монополию
Стратегические действия по предотвращению угрозы появления новых конкурентов предполагают создание для них различного рода препятствий и барьеров.
Действия:
- сокращение издержек по мере роста объемов производства;
- дифференциация продукции;
- формирование приверженности потребителей к торговой марке;
- стимулирование посредников;
- использование патентов и ноу-хау и др.
Угрозе появления товаров-конкурентов (товаров-субститутов).
Действия:
- противопоставить постоянный поиск и реализацию идей товаров «рыночной новизны»;
- использование новых технологий;
- развертывание НИОКР по улучшению ассортимента, сервиса, рекламы и т.п.
Угроза со стороны потребителей (клиентов, посредников) проявляется в их возможности влиять на уровень конкуренции через изменение требований к продукции, цене, торговому обслуживанию и др.
Действия:
- постоянное проведение работ по изучению их поведения,
- готовность к быстрому реагированию на новые нужды,
- умение активно формировать спрос.
Возможности поставщиковповлиять на уровень конкуренции могут выражаться, например, в их угрозах поднять цены или снизить качество поставляемых материалов.
Действия:
- постоянно следить за действиями поставщиков,
- вести поиск новых партнеров,
- привлекать новые технологические и сырьевые возможности.