Модель конкурентных сил

Модель конкурентных сил Майкла Портера— изучение возможностей по достижению конкурентного преимущества на основе анализа конкурентных сил (рис.8).

Данная матрица позволяет предприятиям знать и умело использовать некоторые правила конкуренции. При этом целью с позиции маркетинга является применение этих правил на пользу предприятия, т.е. действовать лучше, чем это делают конкуренты.

 

    Угроза появления новых конкурентов    
Угроза потребителей   Конкуренция среди действующих компаний   Угроза поставщиков
    Угроза появления новых товаров-конкурентов    

 

Рис.8. Модель конкурентных сил

Конкуренция среди действующих компаний направлена на достижение ими более выгодного положения на рынке.

Действия:

- наблюдение за традиционными действиями конкурентов (например, в области изменения ассортимента, упаковки, цены, рекламы, стимулирования и др.);

- учет возможных изменений в интенсивности конкуренции, связанных с новой ситуацией на рынке, активными действиями конкурентов (например, желание стать лидером).

Степень взаимозависимости конкурентов в значительной степени зависит от конкретного типа рынка. Различают чистую конкуренцию, олигополию (гомогенную и гетерогенную), монополистическую конкуренцию и монополию

Стратегические действия по предотвращению угрозы появления новых конкурентов предполагают создание для них различного рода препятствий и барьеров.

Действия:

- сокращение издержек по мере роста объемов производства;

- дифференциация продукции;

- формирование приверженности потребителей к торговой марке;

- стимулирование посредников;

- использование патентов и ноу-хау и др.

Угрозе появления товаров-конкурентов (товаров-субститутов).

Действия:

- противопоставить постоянный поиск и реализацию идей товаров «рыночной новизны»;

- использование новых технологий;

- развертывание НИОКР по улучшению ассортимента, сервиса, рекламы и т.п.

Угроза со стороны потребителей (клиентов, посредников) проявляется в их возможности влиять на уровень конкуренции через изменение требований к продукции, цене, торговому обслуживанию и др.

Действия:

- постоянное проведение работ по изучению их поведения,

- готовность к быстрому реагированию на новые нужды,

- умение активно формировать спрос.

Возможности поставщиковповлиять на уровень конкуренции могут выражаться, например, в их угрозах поднять цены или снизить качество поставляемых материалов.

Действия:

- постоянно следить за действиями поставщиков,

- вести поиск новых партнеров,

- привлекать новые технологические и сырьевые возможности.