Новая матрица БКГ

Новая матрица БКГ — рассматривает возможности роста предприятия на основе стратегических решений, принимаемых с учетом показателей эффекта издержки/объем производства товара и эффекта дифференциации товара. (рис.6):

1) эффект издержки/объем (основан на учете «кривой опыта», который говорит о том, что при удвоении объема производства затраты снижаются на 20%);

2) эффект дифференциации товаров (основан на учете «жизненного цикла товаров», в ходе которого товар должен претерпевать постоянные изменения и усовершенствования).

Специализированная деятельность — строится на основе сильного проявления обоих эффектов. Ситуация присуща монополистической конкуренции, где потребители получают полезности, за которые они готовы платить больше.

Действия:

- увеличения выпуска стандартизированной продукции и одновременно за счет дифференциации оформления, дизайна, эргономики, т.е. внешнего вида продукции.

Например, ведущих компаний автомобилестроения: максимальная стандартизация основных механизмов и дифференциация внешнего оформления.

 
 

 


«Специализированная деятельность» «Фрагментарная деятельность»
«Концентрированная деятельность» «Бесперспективная деятельность»

 

 

 

Рис.6. Новая матрица БКГ

 

Стратегия концентрированной деятельности — учитывает высокий эффект издержки/объем при слабом уровне эффекта дифференциации продукции.

Действия:

- дальнейшее наращивание производственных мощностей и поглощение конкурентов;

- переход на специализацию с целью достижения стабильной дифференциации.

Стратегия фрагментарной деятельности — учитывает возможности сильного эффекта дифференциации. Она может использоваться в двух случаях:

- начальный уровень производства потенциально перспективной продукции (например, основанной на биотехнологии, сверхпроводимости и др.);

- заказная работа, требующая разработки высокодифференцированной продукции.

Вместе с тем трудно добиться длительного преимущества из-за появления сильной конкуренции. В качестве примера можно указать на «индивидуальный характер» консалтинга, инжиниринга, программного обеспечения, а также разработок в области оригинальных методов реставрации, современных форм торговли, новых видов строительства и т.д.

Консалтинг — вид профессиональных услуг (как правило, платных), предоставляемых корпоративным клиентам, заинтересованным в оптимизации своего бизнеса. В общем случае консалтинговая деятельность включает анализ бизнес-процессов клиента, обоснование перспектив развития и использования научно-технических, организационных и экономических инноваций с учетом предметной области и особенностей бизнеса клиента.

Инжиниринг —инженерно-консультационные услуги исследовательского, проектно-конструкторского, расчётно-аналитического характера, подготовка технико-экономических обоснований проектов, выработка рекомендаций в области организации производства и управления, то есть комплекс коммерческих услуг по подготовке и обеспечению процесса производства и реализации продукции, по обслуживанию и эксплуатации промышленных, инфраструктурных и других объектов.

Бесперспективная деятельность, где оба эффекта низкие.

Действия:

- изменение характера деятельности самого предприятия;

- освоения новых направлений.