Матрица Мак-Кинзи

Матрица Мак-Кинзи —оценка привлекательности рынка и стратегического положения предприятия.

Более широкие возможности для выбора стратегических маркетинговых решений на корпоративном уровне представляет матрица Мак-Кинзи («привлекательность рынка/стратегическое положение предприятия») (рис.2).

 

 

 


«Оптимизировать» «Усилить или удержать»
«Извлекать полную выгоду» «Уходить»

 

 

Рис.2. Матрица Мак-Кинзи

 

Показатели «привлекательность рынка» (хозяйственного направления)

- размер рынка и возможности его роста;

- норма прибыли;

- уровень цен;

- состояние конкуренции;

- барьеры выхода на рынок;

- социальная роль;

- правовые ограничения и др.

Количественная оценка привлекательности рынка по методике И. Ансоффа рассчитывается следующим образом:

 

Перспектива роста х

Привлекательность рынка = Перспектива рентабельности х

Перспектива стабильности.

 

 

Перспектива будущего роста —

Оценка — PEST-анализ и другие условия для тех рынков, которые интересуют предприятие.

Методика —прогнозирование: моделей, сценариев и т.п.

Объект прогнозирования — рыночный спрос.

Перспектива будущей рентабельности (норма прибыли) — характеризуется такими показателями, как агрессивность ведущих конкурентов, уровень государственного регулирования, колебания цен, изменения спроса и др.

Норма прибыли —отношение годовой прибыли к авансированному на ее получение капиталу (норма прибыли на активы, инвестиции) или к затратам, понадобившимся для ее получения (норма рентабельности). Принято считать, что норма прибыли (рентабельность) до 50% вполне приемлема, а свыше 100% относится к сверхприбыли. При этом следует иметь в виду, что авансируемый капитал способен приносить прибыль в течение ряда лет.

Перспективы будущей стабильности/нестабильности — анализ степени воздействия важнейших тенденций и событий на соответствующее хозяйственное направление.

Показатель «стратегическое положение» (конкурентный статус, внутренний потенциал) оценивается с помощью различных факторов:

- чистый доход;

- возможности производства;

- финансовое положение;

- эффективность продаж;

- конкурентоспособность цены;

- образ на рынке;

- культура предприятия;

- стиль руководства и др.

Количественная оценка этого показателя исчисляется по формуле

 

Инвестиционная позиция х

Стратегическое положение = Рыночная позиция х

Состояние потенциала.

 

Инвестиционную позицию — отношение реальной и оптимальной величины инвестиций для обеспечения роста предприятия (вложения в производство, НИОКР, сбыт и т.п.).

Рыночная позиция — отношение реально действующей рыночной стратегии к оптимальной с точки зрения возможности достижения лидерства на рынке, дифференциации деятельности, формирования приверженности потенциальных потребителей, создания привлекательного образа и т.д.

Состояние потенциала предприятия — отношение реального его состояния к оптимальному состоянию с позиции возможности достижения эффективного управления производством, финансами, маркетингом, персоналом.

Если каждый из трех указанных показателей окажется равным единице, то можно сделать вывод, что предприятие обладает высоким стратегическим положением на рынке. В случае если хотя бы один из показателей будет равен нулю, у предприятия мало шансов на успех.