Матрица Мак-Кинзи
Матрица Мак-Кинзи —оценка привлекательности рынка и стратегического положения предприятия.
Более широкие возможности для выбора стратегических маркетинговых решений на корпоративном уровне представляет матрица Мак-Кинзи («привлекательность рынка/стратегическое положение предприятия») (рис.2).
«Оптимизировать» | «Усилить или удержать» |
«Извлекать полную выгоду» | «Уходить» |
Рис.2. Матрица Мак-Кинзи
Показатели «привлекательность рынка» (хозяйственного направления)
- размер рынка и возможности его роста;
- норма прибыли;
- уровень цен;
- состояние конкуренции;
- барьеры выхода на рынок;
- социальная роль;
- правовые ограничения и др.
Количественная оценка привлекательности рынка по методике И. Ансоффа рассчитывается следующим образом:
Перспектива роста х
Привлекательность рынка = Перспектива рентабельности х
Перспектива стабильности.
Перспектива будущего роста —
Оценка — PEST-анализ и другие условия для тех рынков, которые интересуют предприятие.
Методика —прогнозирование: моделей, сценариев и т.п.
Объект прогнозирования — рыночный спрос.
Перспектива будущей рентабельности (норма прибыли) — характеризуется такими показателями, как агрессивность ведущих конкурентов, уровень государственного регулирования, колебания цен, изменения спроса и др.
Норма прибыли —отношение годовой прибыли к авансированному на ее получение капиталу (норма прибыли на активы, инвестиции) или к затратам, понадобившимся для ее получения (норма рентабельности). Принято считать, что норма прибыли (рентабельность) до 50% вполне приемлема, а свыше 100% относится к сверхприбыли. При этом следует иметь в виду, что авансируемый капитал способен приносить прибыль в течение ряда лет.
Перспективы будущей стабильности/нестабильности — анализ степени воздействия важнейших тенденций и событий на соответствующее хозяйственное направление.
Показатель «стратегическое положение» (конкурентный статус, внутренний потенциал) оценивается с помощью различных факторов:
- чистый доход;
- возможности производства;
- финансовое положение;
- эффективность продаж;
- конкурентоспособность цены;
- образ на рынке;
- культура предприятия;
- стиль руководства и др.
Количественная оценка этого показателя исчисляется по формуле
Инвестиционная позиция х
Стратегическое положение = Рыночная позиция х
Состояние потенциала.
Инвестиционную позицию — отношение реальной и оптимальной величины инвестиций для обеспечения роста предприятия (вложения в производство, НИОКР, сбыт и т.п.).
Рыночная позиция — отношение реально действующей рыночной стратегии к оптимальной с точки зрения возможности достижения лидерства на рынке, дифференциации деятельности, формирования приверженности потенциальных потребителей, создания привлекательного образа и т.д.
Состояние потенциала предприятия — отношение реального его состояния к оптимальному состоянию с позиции возможности достижения эффективного управления производством, финансами, маркетингом, персоналом.
Если каждый из трех указанных показателей окажется равным единице, то можно сделать вывод, что предприятие обладает высоким стратегическим положением на рынке. В случае если хотя бы один из показателей будет равен нулю, у предприятия мало шансов на успех.