При переходе к рыночной экономике
Тенденции изменения размеров организаций
Структура экономики, т.е. количественное и качественное соотношение предприятий и организаций разного типа, вида и назначения, имеет большое значение для их эффективного функционирования и развития. Переход к рыночным отношениям неизбежно вызывает радикальные изменения в структуре экономики страны. Приватизация предприятий, стартовавшая в начале 90-х годов с таких отраслей, как торговля, общественное питание и бытовое обслуживание населения, в последующие годы охватила организации более крупных, фондоемких, наукоемких, ресурсодобывающих отраслей и прежде всего топливно-энергетического, машиностроительного комплексов, транспорта и связи, которые составляют основу производственного потенциала страны.
К началу 1996 г. было приватизировано 125,4 тыс. предприятий. В результате резко изменилось распределение предприятий и организаций по формам собственности. Если в 1992 г. доля предприятий государственной и муниципальной собственности составляла в общем числе 87,3%. то на 1 января 1996 г. — всего 23,1%. Соответственно с 11,3 до 63,4% повысилась доля предприятий в частной собственности. Растет число малых предприятий, достигшее по данным на начало 1996 г. 877 тыс., что составило 84% общего количества организации; располагая 14% общего числа занятых и имея в своем распоряжении 3,4% стоимости основных средств экономики страны, они производят 12% ВВП и дают третью часть всей прибыли по народному хозяйству.
Роль и значение для народного хозяйства предприятий промышленности разного размера наглядно иллюстрируют данные, приведенные в табл. 2.3. Обращает на себя внимание, что несмотря на сокращение общего числа предприятий с численностью 501 человек и выше (в 1991 г. их доля составила 17,6%, т.е. за 6 лет снизилась более чем в 6 раз), эта группа доминирует как по роли в выпуске продукции, так и по численности занятых.
Таблица 2.3
Структура предприятий России, %
Предприятия со среднегодовой численностью ППП, человек | Число предприятий | Объем продукции | Среднегодовая численность ППП | |||
1994 г. | 1996 г. | 1994 г. | 1996 г. | 1994 г. | 1996 г. | |
До 200 | 87,1 | 93,6 | 9,4 | 12,7 | 14,5 | 19,3 |
201-500 | 6,5 | 3,3 | 10,6 | 9,6 | 11,9 | 12,0 |
501 и более | 6,4 | 2,9 | 80,0 | 77,7 | 73,8 | 68,7 |
Всего | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
Преобладающей формой в экономике России становятся акционерные общества, условия образования которых, формирования их уставного капитала, управления, реорганизации и ликвидации регулируются Гражданским кодексом и принятым в соответствии с ним Законом «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г. Именно акционерные общества, крупные банки, биржи, институциональные инвесторы, финансово-промышленные группы образуют корпоративный сектор экономики, который во всех странах составляет ее фундамент. Индивидуально-предпринимательский сектор также завоевывает позиции в рыночном хозяйстве, что предопределяется его особенностями и возможностями.
Роль малых предприятий в экономике страны
В условиях рыночной экономики малые предприятия характеризуются такими чертами, как хозяйственная обособленность, специализация на определенном виде деятельности, реализация товаров (услуг) через куплю-продажу на рынке. В социальном аспекте они отличаются от организаций более крупных размеров тем, что наряду с наемным трудом широко используют личный труд владельца и членов его семьи; кроме того, на долю хозяина приходится, как правило, значительный объем производственно-управленческой деятельности.
Качественные отличия малых предприятий от средних и крупных организаций состоят в том, что первые работают в условиях высокого риска и неустойчивости, с одной стороны, и проявляют большую гибкость и восприимчивость к инновациям, с другой. Иными словами, в своей массе малые и средние предприятия должны быть истинными предпринимателями, основу их деятельности должны составлять новаторство, творчество, нестандартные и рисковые подходы.
Соответственно формируются характерные черты их внутренней организации и внешнего делового окружения. В литературе по управлению выделены главные характеристики внутренней и внешней среды малых предприятий (табл. 2.4), которые в значительной мере предопределяют его особенности как объекта управления. К ним в первую очередь относятся:
• особенности производственных процессов, предопределяющие ограниченность масштабов применяемых средств производства и технологических процессов;
• небольшая номенклатура выпускаемых изделий и упрощенность системы сбыта;
• специфика системы управления и руководства.
Особенности системы управления проявляются в единстве права собственности и непосредственного управления предприятием, а также в особой роли руководителя в жизни предприятия, который прямо включен практически во все функциональные области.
Кроме того, система управления характеризуется компактностью управленческой команды, многофункциональностью менеджеров, простотой структуры управления и информационных связей, быстротой принятия решений, неформальным подходом к планированию и контролю.
Состояние отдельных компонентов, которое характеризуется особым, персонифицированным характером отношений между хозяином и работниками, порождает гибкость и восприимчивость к нововведениям, отражает небольшие размеры финансовых ресурсов и низкую капитализацию при высокой оборачиваемости капитала.
Особенности внешних воздействий формируют такие устойчивые характеристики малого предприятия, как локальность ресурсных и сбытовых рынков: неформальность взаимоотношений с узким кругом поставщиков и потребителей: положение «ведомого» в кооперационных связях с крупными и средними предприятиями: высокая чувствительность к изменениям экономической конъюнктуры, политической обстановки, законодательства; ограниченность источников финансирования и хроническая нехватка капиталов; большая зависимость от системы поддержки.