При переходе к рыночной экономике

Тенденции изменения размеров организаций

Структура экономики, т.е. количественное и качественное соотношение предприятий и организаций разного типа, вида и назначения, имеет большое значение для их эффективного функционирования и развития. Переход к рыночным отношениям неизбежно вызывает радикальные изменения в структуре экономики страны. Приватизация предприятий, стартовавшая в начале 90-х годов с таких отраслей, как торговля, общественное питание и бытовое обслуживание населения, в последующие годы охватила организации более крупных, фондоемких, наукоемких, ресурсодобывающих отраслей и прежде всего топливно-энергетического, машиностроительного комплексов, транспорта и связи, которые составляют основу производственного потенциала страны.

 

К началу 1996 г. было приватизировано 125,4 тыс. предприятий. В результате резко изменилось распределение предприятий и организаций по формам собственности. Если в 1992 г. доля предприятий государственной и муниципальной собственности составляла в общем числе 87,3%. то на 1 января 1996 г. — всего 23,1%. Соответственно с 11,3 до 63,4% повысилась доля предприятий в частной собственности. Растет число малых предприятий, достигшее по данным на начало 1996 г. 877 тыс., что составило 84% общего количества организации; располагая 14% общего числа занятых и имея в своем распоряжении 3,4% стоимости основных средств экономики страны, они производят 12% ВВП и дают третью часть всей прибыли по народному хозяйству.

Роль и значение для народного хозяйства предприятий промышленности разного размера наглядно иллюстрируют данные, приведенные в табл. 2.3. Обращает на себя внимание, что несмотря на сокращение общего числа предприятий с численностью 501 человек и выше (в 1991 г. их доля составила 17,6%, т.е. за 6 лет снизилась более чем в 6 раз), эта группа доминирует как по роли в выпуске продукции, так и по численности занятых.

Таблица 2.3

Структура предприятий России, %

 

Предприятия со среднегодовой численностью ППП, человек Число предприятий Объем продукции   Среднегодовая численность ППП
1994 г. 1996 г. 1994 г. 1996 г. 1994 г. 1996 г.
До 200 87,1 93,6 9,4 12,7 14,5 19,3
201-500 6,5 3,3 10,6 9,6 11,9 12,0
501 и более 6,4 2,9 80,0 77,7 73,8 68,7
Всего 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

 

Преобладающей формой в экономике России становятся акционерные общества, условия образования которых, формирования их уставного капитала, управления, реорганизации и ликвидации регулируются Гражданским кодексом и принятым в соответствии с ним Законом «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г. Именно акционерные общества, крупные банки, биржи, институциональные инвесторы, финансово-промышленные группы образуют корпоративный сектор экономики, который во всех странах составляет ее фундамент. Индивидуально-предпринимательский сектор также завоевывает позиции в рыночном хозяйстве, что предопределяется его особенностями и возможностями.

 

Роль малых предприятий в экономике страны

В условиях рыночной экономики малые предприятия характеризуются такими чертами, как хозяйственная обособленность, специализация на определенном виде деятельности, реализация товаров (услуг) через куплю-продажу на рынке. В социальном аспекте они отличаются от организаций более крупных размеров тем, что наряду с наемным трудом широко используют личный труд владельца и членов его семьи; кроме того, на долю хозяина приходится, как правило, значительный объем производственно-управленческой деятельности.

Качественные отличия малых предприятий от средних и крупных организаций состоят в том, что первые работают в условиях высокого риска и неустойчивости, с одной стороны, и проявляют большую гибкость и восприимчивость к инновациям, с другой. Иными словами, в своей массе малые и средние предприятия должны быть истинными предпринимателями, основу их деятельности должны составлять новаторство, творчество, нестандартные и рисковые подходы.

Соответственно формируются характерные черты их внутренней организации и внешнего делового окружения. В литературе по управлению выделены главные характеристики внутренней и внешней среды малых предприятий (табл. 2.4), которые в значительной мере предопределяют его особенности как объекта управления. К ним в первую очередь относятся:

• особенности производственных процессов, предопределяющие ограниченность масштабов применяемых средств производства и технологических процессов;

• небольшая номенклатура выпускаемых изделий и упрощенность системы сбыта;

• специфика системы управления и руководства.

Особенности системы управления проявляются в единстве права собственности и непосредственного управления предприятием, а также в особой роли руководителя в жизни предприятия, который прямо включен практически во все функциональные области.

Кроме того, система управления характеризуется компактностью управленческой команды, многофункциональностью менеджеров, простотой структуры управления и информационных связей, быстротой принятия решений, неформальным подходом к планированию и контролю.

Состояние отдельных компонентов, которое характеризуется особым, персонифицированным характером отношений между хозяином и работниками, порождает гибкость и восприимчивость к нововведениям, отражает небольшие размеры финансовых ресурсов и низкую капитализацию при высокой оборачиваемости капитала.

Особенности внешних воздействий формируют такие устойчивые характеристики малого предприятия, как локальность ресурсных и сбытовых рынков: неформальность взаимоотношений с узким кругом поставщиков и потребителей: положение «ведомого» в кооперационных связях с крупными и средними предприятиями: высокая чувствительность к изменениям экономической конъюнктуры, политической обстановки, законодательства; ограниченность источников финансирования и хроническая нехватка капиталов; большая зависимость от системы поддержки.