Тема 11 .Социофакторы и этика менеджмента
В последнее время особое внимание уделяется вопросам общественной ориентации и социальной ответственности организации в условиях рыночных отношений. Социальная ответственность – это действия организации . принимаемые во благо общества добровольно , а не требованию закона. Современная организация является сложной частью внешнего окружения , включая множество составляющих от которых зависит само существование организации и общества в целом . К таким составляющим относятся потребители , поставщики , местное население ,средства информации , работники организации и держатели акций. Организации приходится уравновешивать чисто экономические цели с экономическими и социальными интересами этих составляющих среды Организация несет ответственность перед обществом помимо и сверх обеспечения эффективности , прибыли , занятости и не нарушения закона. Организация должна направлять часть своих ресурсов и усилий по социальным каналам. Как организация должна реагировать на растущие требования различных общественных групп и в какой мере учитывать их в своей хозяйственной деятельности , ориентированной на получение прибыли. Определение организации как открытой . динамичной ,сложной , частично вероятностной . частично автономной целеустремленной производственной социальной системы содержит важный элемент общественной ориентации.
Классические факторы производства в виде капитала, рабочей силы , машин и оборудования , которые предоставляются в распоряжение организации отдельными группами – кредиторами , сотрудниками организации . как правило , через рынок. Проблематична компенсация за те блага , которые не принадлежат отдельным группам , а являются собственностью системы в целом. За обществом как за собственником коллективных благ сохраняется право определять кто и на каких условиях может ими пользоваться. Речь идет не о платежеспособности организации , а о доверии к нему общества , которое считает , что предоставленные организации факторы производства будкт разумно использованы в силу профессиональных способностей , общественного и природоохранного сознания.
Доверительное отношение общества к организации становится основным фактором и оценочным критерием его поведения. При жизнеутверждающей . нацеленной на перспективу позиции организации такое отношение распространяется на все группы претензий :
- непосредственные деловые партнеры ;
- общественные группы .прямо или косвенно связанные с организацией ;
- природа в разнообразных формах проявления
Стратегия завоевания общественного доверия включает 3 компоненты :
- общественное поведение ;
- коммуникативное поведение ;
- инновационное поведение.
Общественное поведение.Общественная ответственностьрассматривают в трех аспектах :
- ответственность за роль организации в обществе ;
- ответственность организации за способности ;
- причинная ответственность.
Коммуникативное поведение.Соответствующая коммуникация должна базироваться на признании групп претензий в качестве подлинных партнеров по коммуникации. Это означает прежде всего терпимость по отношению к противоположному мнению , способность к самопознанию и самоанализу , готовность к диалогу с группами претензий , способность разрешать конфликтные ситуации.
Инновационное поведение.Организация должна искать оптимальные решения как для существующих , так и для возможных проблем , связанных с инновациями которые должны находить одобрение со стороны общества. Особое внимание надо уделять экономическому поведению организации. Проблемы возникают в связи со способами ее достижения. Общественные претензии одновременно означают и общественные потребности , удовлетворение которых может привести к хозяйственному успеху. В деятельности организации должно прослеживаться четкое стремление к интеграционному взаимодействию между ориентацией на общественное доверие и ориентацией на прибыль. Это характеризует организацию как стабильного и крупного субъекта рынка. Осуществляя инновационные и коммуникативные действия организация должна искать новые сферы предпринимательской деятельности с учетом социальной общественной ответственности , создавать их с расчетом на успешную хозяйственную перспективу. Рыночная ориентация организации , выстроенность в этом направлении всех звеньев управления : механизма действия на рынке , планирования и финансового контроля и внутрифирменной политики.
Под культурой организации понимают атмосферу или социальный климат в организации. Культура организации – способы выполнения работы и способы обхождения с людьми в организации. Выделяют следующие типы культур : культура власти , культура роли . культура задачи , культура личности.
Понятие мотивации тесно связано с управлением персоналом. Требования к персоналу : подбор , обучение и расстановка кадров , формирование нового сознания и менталитета и методов мотивации. Мотивация –процесс побуждения каждого сотрудника и всех членов коллектива к активной деятельности для удовлетворения своих потребностей и для достижения целей организации.
Следующие методы : метод наказания и поощрения , метод административных и экономических санкций и стимулов и психологические методы мотивации. Существуют два подхода к изучению теории мотивации .Первый подход основывается на исследовании содержательной стороны теории мотивации , которые базируются на изучении потребностей человека , которые и являются основным мотивов их поведения и следовательно и деятельности.
Второй подход к мотивации базируется на процессуальных теориях. О распределении усилий работников и выборе определенного вида поведения для достижения конкретных целей.