Таким образом

Финансовые вознаграждения

Нефинансовые вознаграждения

Индивидуальная и групповая мотивация

Немецкие ученые В. Зигерт и М. Ланг предложили модель индивидуальной и групповой мотивации, включающую в себя 15 мотиваторов. По их мнению, данная классификация мотиваторов имеет свойства эффективно воздействовать на поведение работника в процессе трудовой деятельности.

 

Нефинансовые и финансовые вознаграждения:

Речь идет о тех способах вознаграждения сотрудников, которые часто становятся решающими при выборе места работы и составлении впечатления о нем.

1. Льготы, связанные с графиком работы.

2. Материальные нефинансовые вознаграждения.

3. Общефирменные мероприятия

4. “Вознаграждения-признательности

6. Вознаграждения, связанные с изменением рабочего места.

1. Комиссионные.

2. Денежные выплаты за выполнение поставленных целей.

3. Специальные индивидуальные вознаграждения

4. Программы разделения прибыли.

5. Акции и опционы на их покупку.

 

1.Менеджмент и его теория имеют комплексный и междисциплинарный характер.

2.Менеджмент как теория исследует социально-экономические , социально–психологические и организационно-технические категории , отражающие свойства субъекта и объекта управления и отношения между ними.

3.Цели менеджмента как мысленные предвосхищения результатов направляют и регулируют управленческую деятельность.

4.Принципы управления – это изначальные нормы и правила .закономерности , соблюдение которых способствует достижению поставленных перед организацией целей.

5.Принципы управления осуществляются в различных видах управленческой деятельности .называемых функциями управления.

6.Общие функции управления ( планирование ,организация , мотивация , контроль , координация и другие ) образуют управленческий цикл и отражают содержание управленческого труда.

7.Последовательность выполнения взаимосвязанных функций управления – это суть . технология управленческого труда.

8.Технология управления должна соответствовать технологии производства и реализации товаров ( услуг) обеспечивая непрерывность и управляемость их процессов.

 

Тема 2 Понятие и содержание менеджмента как социально-экономической категории

 

Основы управления как деятельности неразрывны с развитием экономики и уходят в глубину веков ,но возникновение менеджмента как научной дисциплины обычно связывают с зарождением капитализма. И тем не менее ,немало управленческих идей и принципов было известно задолго до капитализма . Каждое поколение решало свои проблемы с производством материальных благ ,спросом и предложение ,убытками и прибылью ,трудом и управлением и хотя во многом управленческие отношения следуют одни и тем же образцам ,идеи управления не всегда были такими ,как сегодня. Но не следует представлять ,что современные идеи лучше прежних. Просто другие условия жизни : производительные силы ,окружающая среда и в первую очередь природа и сам человек изменяются ,а значит и должны меняться подходы к управлению .Причем сами идеи и принципы могут оставаться неизменными – разделение и кооперация труда , дисциплина и некоторые другие , но их реализация соотносится с требованиями и условиями конкретной управленческой ситуации.

Хорошо известно ,что уже давно в следствие затухания механизмов естественного отбора развитие преимущественно человека перешло от биологической эволюции в общественное развитие и как это ни странно значит ,началось замедление в развитии мыслительного потенциала отдельного человека. То есть как образно отметил академик Н.Н, Моисеев , кроманьонец времен ледникового периода был вполне современным человеком. По этому что среди них были свои ньютоны и эйнщтейны.

Поэтому спиралеобразное развитие цивилизации позволяет иногда обнаружить аналогию настоящего в прошлом ,как бы подтверждая известную пословицу ,что новое –это все хорошо забытое старое. Поэтому изучение истории менеджмента должно способствовать формированию у менеджеров чувства уверенности в решении возникающих проблем через обогащение их познания о прошлом.

Рассмотрим развитие управленческой мысли до и на ранних стадиях капитализма Об эффективности управления в древности и об управленческих идеях можно судить представляя ,как строились уникальные строительные сооружения – египетские пирамиды ,китайская стена и проводя анализ древних письменных документов .Полагают ,что возникновение письменности в Шумерах ( 3000 лет до нашей эры ) объяснялась главным образом управленческими потребностями жрецов вести учет и контроль за сбором налогов и накоплением огромного количеств имущества. Инвентаризация и контроль велись с помощью счетов и документальной отчетности.

Египетское искусство между 4000 и 525 гг до нашей эры во возведению пирамид и гробниц – свидетельство достижений не только строительной механики ,но и управления производством и огромным количеством рабочих до 100 тысяч человек в течение 20 лет .Вполне очевидно ,что люди которые строили сооружения в Древнем Египте ,не только знали ,как планировать объект ,но и проявляли способности к мобилизации и использованию человеческих ресурсов ,контролю и координации процессов производства и управления.

С деятельностью вавилонского царя Хамурвапи – 1792-1750 гг до н.э. связывают издание свода законов ( кодекса ) ,установившего правила отношений личной собственности ,семьи ,труда ,торговли , контрактов ,ссуды ,товарищества ,долговых расписок. Кроме того кодекс Хамурами установил юридические нормы определения минимальной заработной платы и вознаграждения ,а также контроля и ответственности . Данные принципы действовали более 10 веков ,прежде чем другой талантливый организатор не встал во главе Вавилонского государства. Новуходоносор – 605-562 гг до н.э. достиг больших успехов военных и хозяйственных делах. С текстильных фабрик то времени к нам пришли примеры цветного кодирования при контроле продукции и выплаты прогрессивной заработной платы.

Древнееврейская история также свидетельствует о мудрости в управлении людьми и процессами. Ветхий завет рассказывает о жизни Иосифа , выросшего от раба до положения облегченно влиянием и властью. Его управление зернохранилищами поддерживало Египет в течение 7 лет голода , который уничтожил соседние народы. Моисей ,предводитель израильских племен ,самый знаменитый из еврейских лидеров ,получил образование ,воспитываясь в доме фараона. Он организовал и провел Исход почти полумиллиона израильтян в возрасте от 20 до 50 лет вместе с их семьями из рабства в Египте. Кроме того время перехода не случайно было достаточно длительным – 4о лет за это время выросло поколение не знавшего рабства.

Кроме того Закон Моисея содержал подробно структурированный ряд гражданских и религиозный правил ,касающихся самых разных сторон жизни евреев. Моисей обосновал принцип делегирования и его реализовал .Кроме того он назначил заместителей судей для вынесения простых решений «низшими « судами. Это одно из самых древних и наиболее доступных свидетельств философии и плана организационного делегирования.

Законы- юридические нормы отражают преобладающие общественные отношения Греки и римляне имели схожие взгляды на деловое сообщество. Братство торговцев ,купцов и ростовщиков считалось разновидностью очередного порока. Несмотря на низкую популярность ,торгующее население процветало не только в Греции ,но и в Риме ,хотя купцам не разрешалось владеть собственностью в городах –государствах. Тем не менее происходило постепенное и неуклонное социальное восхождение класса торговцев. При военном положении в Риме торговец оказывался особенно необходим. Термин «военно-промышленный комплекс « возможно довольно современен ,но само это понятие также старо как война и бизнес. Трудно представить себе римского оружейника , молящего о мире.

Во времена , предшествующее средним векам ,происходило развитие частного бизнеса. В феодальной системе отсутствовали необходимые элементы деловой активности : было мало возможностей изменить индивидуальное положение посредством индивидуальных усилий или же они отсутствовали ,Целью производства было в основном потребление .Производству для обмена уделялось только ограниченное внимание. Философия того времени невысоко оценивала индивидуальные успехи в материальных делах.

Период продолжающийся от последних дней Средневековья до появления американской системы частного предпринимательства называется эпохой протестанского капитализма и меркантилизма- торгового капитализма. Торговый капитализм выявил закономерность ,что при укрупнении бизнеса рынок должен расширяться. Данное простое открытие положило путь многим преобразованиям.

Торговый капитализм продолжался в течение почти 6 веков ,дальше ,чем какая –либо другая система. Он , без сомнения не был совершенной системой ,но работал достаточно хорошо для своего времени Он внес свой вклад в большую часть исследований и экспериментов ,которые в конечном итоге изменили мир и привели к тому что торговый капитализм устарел.

Многие изобретения должны были появиться ,прежде чем были устранены барьеры для бурного развития капитализма. Джеймс Уатт разработал золотник ,позволяющий регулировать некоторые параметры парового двигателя .Уголь после этого стал признанным и доступным источником промышленной энергии .Новые методы в добыче руды , в транспорте ,связи и производстве должны быть восприняты прежде ,чем было подготовлено основание для промышленной революции .

Одно из открытий ,должно было затмить по своей важности все другие для истории управления. Оно назвалось свободой получения прибыли и получило крещение в 1776 году в США .Новая нация созрела для развития новой деловой активности .Промышленные капиталисты верили в специализацию , рационализацию и делегирование управленческих задач. Простое увеличение численности рабочих не позволяет решить проблемы повышения эффективности производства. Производительность в широком масштабе стала необходимостью и это привело к строительству крупных заводов. Предприятия , массовое производство ,массовые рынки и избыток относительно малоквалифицированных рабочих вызвали потребность в управляющих –менеджерах , которые бы координировали бы разнообразные виды деятельности в рамках некой единой организационной структуры. Это положило этапу появления менеджмента – координации людских и иных видов ресурсов с целью решения поставленных организационных задач. С развитием разделения и специализации труда ,увеличения масштабов производства и насыщением рынков менеджмент постепенно становится и научной дисциплиной. В таблице 1 показана эволюция менеджмента как сферы деятельности и науки.

Таблица 1

Эволюция менеджмента в конце 19- 20 веков

Эпохи истории ческого развития Характеристика производительных сил Характеристика рынка и отноше ние предпринима телей к рынку Задачи предпринимателей Взаимоотношения предпринимателей с государственны ми и общественны ми органами
Массовое прои зводство до кон ца 20 годов     Массовый сбыт до сере дины 50 годов     Постидустриальная с середины 50-х годов     Развитие индустрии( па ровая и хлопкочиститель ные машины , бессеме ровский процесс выплав ки стали и другие, созда ние сети железных дорог и другой нфраструктуры .Появление но вой формы социальной орга низации фирмы, четкое разграничение отраслей   Пересмотр отношения к экономическому разви тию как главному дви гателю социального прог рессса   Нехватка в первую оче редь природных и других видов ресурсов.   Почти неоргани ченный спрос на рынке определяя ется ценой Рынок продавца Стремление по давить или погла дить соперни ка.Успех фирмы предлагающей самую низкую цену.     Насыщение ры ночного спроса на основные потребительские товары,конкуренция..Разработка новых техноло гий.Возникновение потребности в межот раслевых организационных связях Нерав номерное науч но-техническое из за войн, нали чия ресурсов и другим причи нам. Изменение соотношения и роли отраслей устаревших традиционных и воз никновение новых .Быстрое измение струк туры спроса.и его требований к предложению.не толь ко ценно вые,но и качест венные.Ориентация предприни мателей на ры нок.Рынки прода вца и покупа теля. Учет меж дународной ко нкуренции. Вни мание к низко прибыльным рынкам наряду с высокои средне прибыльными производствами Индивидуализация спроса,между народная конку ренция.Развитие рынка потреби теля.   Создание и внедрение новых промышленных технологий, разработка соотвествующей орани зации производства .Совершенствование массссового производ ства снижающего из держки выпуска продукции     Балансировка противо ре чивых требований производ ства.Возникновение маркетинга.Обеспечение технологических проры вов , долгосрочное и ст ратегическое планиро ва ние.Поддержание со лидарности слоя управляю щих и социальной гар монии коллектива в целом.Совершенствование маркетинга Преодоле ние сопративления консекрва тинныхуправляющих ,ориентация их на рас смотрение задач управления не только внутри как в основном управлении производством ,атак же изнури как ориентации на потребителя.Развитие маркетинга.   Ориентация на ресурсы при сохранении задач эпохи массового сбыта.Выполнение требование социально-этического маркетинга. Отсутствие вме шательства со стороны госу дарства и об щества.При нео бходимости го сударственное обеспечение мер экономиче ского протек ционизма   Начало утверж дения полити ческого и со циального конт роля со сторо ны общества Перераспределение социаль ных приори тетов в пользу щих экологии. Борьбы с инф ляцией,,монопо ли стическими ограничениями.Усиление роли государственногорегулирования.Сильное вме шательство в деятельность предпринимателей во время Второй миро вой войны и в период после военного разви тия..     Усиление со циально-поли ческих связей фирм с внеш ней средой.  
           

 

В целом говоря ,управленческая мысль в древности и в докапиталистическое время не была направлена на управление самим производством .Этим занимались сами производители : крестьяне и ремесленники. Они выполняли все функции производства и управления своими или привлечением наемников трудом. Для каждого из них был ясен конечный результат ,для достижения которого они преодолевали различные возмущающие воздействия не только внутренней но и также внешней среды. Их труд выражаясь современным языком был системный. Труд рабочих на предприятии не имеет высокого смысла так как рабочий не видит результатов своего труда. Поэтому его необходимо активизировать на эффективный труд. Поэтому возникновение менеджмента как научной дисциплины началось с поиска эффективных способов достижения наибольшей выработки наибольшей выработки у рабочих.

Американский инженер Ф.У Тейлор ( 1856-1915 ) известный как создатель научного управления – тейлоризм – посвятил увеличению производительности труда рабочих. Сущность его метода заключалась в анализе трудового процесса ,расчлени его на отдельные операции и приемы и выборе наилучшего в смысле минимального времени ,способа выполнения приема операции и всего трудового процесса. Методы Тейлора послужили основой технического нормирования труда и того что позже стали называть научной организации труда.

В нашей стране идеи научного управления развивались до и после революции 1917года .Наиболее известны работы А.А.Богданова по организационным структурам и их развитию в связи с изменением внешний условий .Кроме того необходимо назвать работы А.Т Гастева и многих других ученых и специалистов по научной организации труда и управления.

Коллега Ф.Тейлора Генри Гант ввел систему поощрительных премий для поддержки усилий человека и оценку этих усилий предлагалась осуществлять на основе точных заданий в форме карты графика. Этот акцент на человеческой стороне управления впоследствии вылился в подчеркивание гуманизации процесса управления или человеческих отношений. Данный подход к управлению с точки зрения человеческих отношений часто связывают с теорией американского социолога Элтона Мэйо Он первый серьезно с учетом мнений рабочих и доказал что гуманное и уважительное обращение с рабочими в конце концов «окупается «.Проведенные исследования показали ,что :

-социальные и психологические потребности человека точсно также эффективны в качестве стимулов как деньги ;

-социально-психологическое взаимодействие в рабочей группе также важно как и организация выполняемой работы ;

-нельзя игнорировать человеческий фактор при любом правильном планировании управления.

Однвоеменно с Ф.Тейлором занимающий совершенствованием управления рабочими в США инженер Анри Файоль внес огромный вклад в науку управления в Европе.иВ то врем как поборники научного управления делали упор на производственные проблемы промышленности Файоль указал на важность управленческой роли администратра. Он говормл что управление играет важную роль в административной деятельности .- координации дел любых организаций. Данный специалист полагал ,что более умелое управление зависит от лучшей подготовки управляющего.Основные административные принципы Файоля разъясняются в книге « Общее и промышленное управление «.выделяют 14 принципов управления :

-разделение труда ;

- власть

-дисциплина

-единство командования ;

-единство руководства ;

-подчинение индивидуальных интересов общему интересу ;

-вознаграждение

- централизация ;

-скаляраная цепь (линия власти )

-порядок

-равенство ;

-устойчивость должностей личного состава ;

- инициатива ;

- честь мундира .

Три рассмотренные выше подхода к управлению постепенно переплетались и послужили основой для выработки различный управленческих теорий Их выразителями были представители разных сфер бизнеса . Влияние экономики на управление велико поэтому выделяют 4 периода по направлениям деятельности людей ,которые занимаются управлением .

Промышленный капитализм 1776-1890 годы был эпохой специалиста по эффективности и руководителя производства. Многие из бизнесменов соглашались с философией « Богатства народов « в том ,что только одна здоровая конкуренция обеспечит множество товаров и качества жизни для всех. Слабость промышленных капиталистов заключалась в отсутствии внимания к финансовым аспектам бизнеса.

При финансовом капитализме ( 1890-1993 гг) доминировал финансист .Не участвуя в производстве товаров он был сосредоточен на управлении финансовыми ресурсами для получения наибольших прибылей. Господствовал принцип социального дарвинизма.Герберта Спенсера который учил ,что выживание самых приспособленных в социальной сфере не только было допустимо ,но и являлось наилучшим возможным путем достижения материального благополучия для всех.

Национальный капитализм ( 1933-1950 ) –период когда народ ,представляемый правительством вынужден был восставлять и защищать себя от злоупотреблений и крайностей финансовых капиталистов. Для данного периода характерны разнообразные программы правительства.

Управленческий капитализм с 1950 года характерен для современной эпохи в которой люди управляют и не владеют своими компаниями. Редко принимаются решения по индивидуальному предпринимательскому риску.

Рассмотрим кратко современные проблемы управления. Современный менеджмент ,учитывая достижения всех школ и направлений ,интегрируют их в процессе управления. Интеграция производства и управления отражает усложнившиеся в первую очередь взаимоотношения между внешней и внутренней средой организации ( маркетинг и производство ,научные исследования –производство и маркетинг и другие ).На микроэкономическом уровне управления все больше необходимо учитывать глобальные процессы ,связанные со становлением мировой экономической системы и обострение противоречий с окружающей средой , а также с интересами настоящего и будущих поколений .

Концепция устойчивого развития ,находящего все большее признание в мире ,требует пересмотреть и систему ценностей ,которые лежат в основе целеполагания ,и тем в большей мере чем выше уровень управления. Традиционные ценностные критерии общества частного потребления (личный успех и богатство ,прибыль и некоторые другие ) все больше приходят в противоречие с требованиями сбалансированного с окружающей средой развития экономики и самого человека. Поэтому смена парадигмы управления ( перевод с греческого пример ,образец ) на микроуровне меняет принципы целеполагания и целеосуществления на уровне организации .

Концепция социально-этического маркетинга уже провозгласила приоритет общественных интересов над индивидуальными : удовлетворение потребностей без ущерба для интереса окружающих.Происходит признание социальной ответственности менеджмента и бизнеса как перед обществом ,так и перед отдельными людьми , работающими в организации. Поэтому в управлении организацией главным становится стратегия ,являющаяся не только инструментом обоснования ,выработки и реализации долгосрочных целей и задач производственного ,научно-технического ,экономического , организационного и социального характера не только фактором ,регулирующим деятельность оранизации по достижению намеченных целей ,но и одновременно и средством связи предприятия с внешней рыночной средой.

Современный менеджмент характеризуется следующими положениями

Во первых , отказ от приоритета классических принципов школ менеджмента, согласно которым успех предприятия определяется прежде всего рациональной организацией производства продукции ,снижением издержек ,развитием специализации ,то есть воздействием управления на внутренние факторы производства. Вместо этого первостепенной становится проблема гибкости и адаптивности к постоянным изменениям внешней среды .Значение факторов внешней среды резко повышается с связи с усложнением всей системы общественных отношений в том числе политических , социальных и экономических ,которые составляют среду менеджмента организации.

Во вторых , использование в управлении теории систем ,облегчающих задачу рассмотрения организации в единстве с внешней средой .Главные предпосылки успеха организации находятся во внешней среде ,причем границы в ней являются открытыми то есть организация зависит от в своей деятельности от энергии ,информации и других видов ресурсов ,поступающих извне. Чтобы функционировать система должна постоянно приспосабливаться к изменениям в первую очередь во внешней среде.

В третьих ,применение в управлении ситуационного подхода ,согласно которому функционирование организации обуславливается реакциями на различные по совей природе воздействия извне. Центральным моментов в этом случае является ситуация ,то есть конкретный выбор обстоятельств ,которые оказывают существенное влияние на работу организации в данный момент времени. Отсюда вытекает признание важности специфических приемов выделения наиболее значимых факторов . воздействия на которые можно эффективно достигать цели.

В четвертых , новая управленческая парадигма уделяет огромное внимание таким факторам ,как лидерство и стиль руководства ,квалификация и культура работающих ,мотивация поведения ,взаимоотношения в коллективе и реакция людейна изменения.