Процесс принятия управленческих решений.

Глава 3. Организационная структура управления

Школа науки управления или количественного подхода

Школа науки управления или количественного подхода (1950-по настоящее время). Математика, статистика, инженерные науки внесли существенный вклад в теорию управления.

Характеризуется углубленным пониманием сложных управленческих проблем благодаря разработке и применению моделей, развитием количественных методов в помощь руководителям, принимающим решения в сложных ситуациях.

 

 

Организация – это группа людей, деятельность которых координируется для достижения общей цели.

Миссия организации – понятие, раскрывающее смысл существования организации, в общем виде определяет сферу её деятельности, иногда четко выраженная причина существования организации.

Целиотражают желаемое состояние организации, их следует достичь за определенное время. Цели должны быть конкретны, четко сформулированы, измеримы, разумны и определены во времени.

Формулируется целая иерархия целей. Т.е.: цель – подцель – мероприятие- задача. Т.е. можно построить дерево целей.

Стратегия – средство достижения желаемых результатов.

Выделяют 3 этапа разработки стратегии:

1. Анализ рыночной среды.

2. Оценка конкурентоспособности самой компании.

3. Разработка портфеля стратегий.

Организационная структура – упорядоченная совокупность устойчивых взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого.

Элементы структуры управления – работники (руководители, специалисты, служащие, а также подразделения, в которых занято определенное число работников, выполняющих свои функциональные обязанности).

Уровень управления – совокупность структурных единиц (элементов), находящихся на одной ступени организационной иерархии.

Выделение этих структурных единиц производится в соответствии с общими и конкретными формами управления.

Между структурными единицами существуют связи горизонтальные и вертикальные.

Горизонтальные связи носят характер согласования – это связи координации и кооперации.

Вертикальные связи организовывают отношения подчинения. В рамках вертикальных выделяют линейные и функциональные отношения.

Линейные отношения характеризуются подчинением по всем функциям управления.

Функциональные – подчинение по определенной функции управления.

 

Система управления (СУ) создается для управления объектом управления (ОУ) для достижения цели. СУ получает информацию об ОУ, перерабатывает её и воздействует на ОУ, получается замкнутый цикл системы управления.

Элементы СУ : люди, информация, техника управления, функции управления, методы управления (разнообразные методы мотивации людей к деятельности), организационная система управления, процесс принятия решений.

 

Классификация управленческих проблем и методы их решения

Ситуация – сочетание условий и обстоятельств, создающих определенную обстановку, в которой возникает проблема.

Управленческая ситуация – характеристика сложившегося состояния организации (ее элементов), которая с точки зрения субъекта управления может быть либо удовлетворительным, либо неудовлетворительным.

Проблема – определенное расхождение между существующим и желаемым состоянием дела. Все множество источников возникновения проблем в организации можно свести к неэффективной деятельности системы управления либо неправильно поставленной цели.

Классификация необходима для выбора и применения соответствующих решений.

Проблемы: