Процесс принятия управленческих решений.
Глава 3. Организационная структура управления
Школа науки управления или количественного подхода
Школа науки управления или количественного подхода (1950-по настоящее время). Математика, статистика, инженерные науки внесли существенный вклад в теорию управления.
Характеризуется углубленным пониманием сложных управленческих проблем благодаря разработке и применению моделей, развитием количественных методов в помощь руководителям, принимающим решения в сложных ситуациях.
Организация – это группа людей, деятельность которых координируется для достижения общей цели.
Миссия организации – понятие, раскрывающее смысл существования организации, в общем виде определяет сферу её деятельности, иногда четко выраженная причина существования организации.
Целиотражают желаемое состояние организации, их следует достичь за определенное время. Цели должны быть конкретны, четко сформулированы, измеримы, разумны и определены во времени.
Формулируется целая иерархия целей. Т.е.: цель – подцель – мероприятие- задача. Т.е. можно построить дерево целей.
Стратегия – средство достижения желаемых результатов.
Выделяют 3 этапа разработки стратегии:
1. Анализ рыночной среды.
2. Оценка конкурентоспособности самой компании.
3. Разработка портфеля стратегий.
Организационная структура – упорядоченная совокупность устойчивых взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого.
Элементы структуры управления – работники (руководители, специалисты, служащие, а также подразделения, в которых занято определенное число работников, выполняющих свои функциональные обязанности).
Уровень управления – совокупность структурных единиц (элементов), находящихся на одной ступени организационной иерархии.
Выделение этих структурных единиц производится в соответствии с общими и конкретными формами управления.
Между структурными единицами существуют связи горизонтальные и вертикальные.
Горизонтальные связи носят характер согласования – это связи координации и кооперации.
Вертикальные связи организовывают отношения подчинения. В рамках вертикальных выделяют линейные и функциональные отношения.
Линейные отношения характеризуются подчинением по всем функциям управления.
Функциональные – подчинение по определенной функции управления.
Система управления (СУ) создается для управления объектом управления (ОУ) для достижения цели. СУ получает информацию об ОУ, перерабатывает её и воздействует на ОУ, получается замкнутый цикл системы управления.
Элементы СУ : люди, информация, техника управления, функции управления, методы управления (разнообразные методы мотивации людей к деятельности), организационная система управления, процесс принятия решений.
Классификация управленческих проблем и методы их решения
Ситуация – сочетание условий и обстоятельств, создающих определенную обстановку, в которой возникает проблема.
Управленческая ситуация – характеристика сложившегося состояния организации (ее элементов), которая с точки зрения субъекта управления может быть либо удовлетворительным, либо неудовлетворительным.
Проблема – определенное расхождение между существующим и желаемым состоянием дела. Все множество источников возникновения проблем в организации можно свести к неэффективной деятельности системы управления либо неправильно поставленной цели.
Классификация необходима для выбора и применения соответствующих решений.
Проблемы: