Система лидерства. Дилигирование.

Существует два вида дилигирования:
1. Дилигирование использования. Предполагает конкретизацию всех действий исполнителя.
2. Дилигирование полномочий . Основано на уважении к самосознанию, воображению и независимой воли других людей, сосредоточена на результатах а не на методах достижения цели. Исполнителя в этом случае делают ответственным за результат.

Общие правила.

Если позволить человеку делать то, что он волен делать для достижения поставленной цели, то это часто убивает инициативу и возвращает его к образу мышления исполнителя.
1. Нужно определить параметры в рамках которых должна осуществляться дилигировання деятельность
Можно указать на потенциальные неудачи путем обсуждения чего не стоит делать, но не следует говорить что нужноделать.
2. Определить ресурсы (человеческие, финансовые).
3. Уступчивость, отчетность, стандарты качества, которые будут использоваться при оценке результата.
4. Последствия. Определить что произойдет в случае положительно и отрицательного исхода.

Стили лидерства.

1. Стиль не лидера (лэйсэй-фэа). Руководитель избегает решений, при необходимости отстраняется и не занимает ни какой позиции.
2. Менеджмент исключений. Руководитель вмешивается только тогда, когда сотрудники отклоняются от задуманного направления. Если все идет как ожидалось, то не пытается ничего менять.
3. Условное вознаграждение. Установление вознаграждения в зависимости от усилий, устанавливается определенная форма благодарности за хорошую работу.
4. Интеллектуальное стимулирование идеи лидера побуждают сотрудников пересмотреть собственные представления. Старые проблемы решают новым способом. Здесь нужно вовлечь интеллект исполнителя.
5. Вдохновляющие. Лидер действует как капитан команды болельщиков, мотивируя и вдохновляя сотрудников делать все на что они способны и даже четь больше.
6. Индивидуальный подход. Уделяет персональное внимание всем сотрудникам. Обучает каждого члена группы. Выступает в роли советчика и тренера.
7. Харизматический (милость богов). Лидер сознает видение и миссию и даст сотрудникам чувство цели. Представляет собой образец для подрастания сотрудников.

Эффект синергизма означает, что целое больше суммы его частей. Для его появления в команде требуется огромная внутренняя безопасность, открытость и готовность к риску. Для этого необходим высокий уровень доверия и сотрудничества.
Эмпасия (сопереживание, сочувствие, возможность принять позицию другого человека).
(П/сп) - продукт средства производства.

Лекция №4

Эффект Пегмалиона - если хочешь увидеть добродетельную женщину, то ее увидишь.

Власть и влияние в организации.

Руководство (менеджмент) - это способность менеджеров воздействовать на поведение как отдельных сотрудников так и на коллективы работников через механизм межличностных и поставленных задач и целей организации.
Эффективный руководитель, как правило, обладает чертами лидера, т.е. человека способного иметь последователей, влиять на людей.
Власть- это возможность влиять на поведение других.

Формы власти (рычаги власти).

1.Власть основанная на принуждении. Менеджер может оказывать влияние на других. если он контролирует величину или форму наказания, которое может может быть применено к людям.
2. Власть, основанная на вознаграждении. Менеджер имеет власть над другим человеком, если этот человек верит, что менеджер может вознаградить его или отказать ему в этом.
3. Экспертная власть. Осуществляется когда менеджер воспринимается как носитель специальных и полезных знаний.
4. Законная власть. Основывается на праве человека руководить другими в силу соответствующего положения в организации.
Харизматическая власть (всласть примера). Характеристики или свойства менеджера на столько привлекательных для исполнителя, что он хочет быть таким.
Пример. В офисе испортился ксерокс. Менеджер офиса единственный, кто может его починить. Рассмотреть все рычаги власти, которые может применить менеджер.

Условия эффективного использования влияния в управлении.

Влияние - это поведение одного человека, который вносит изменения в поведение отношения ощущения другого человека
Форма влияния.
1. Это убеждение.
2. Участие сотрудников в управлении.
Для эффективного влияния нужно чтобы:
а) человек, на которого влияют, рассматривал влияние как источник удовлетворения или неудовлетворения какой-либо потребности;
б) потребность к которой обращается должна быть актуальной;
в) человек, на которого влияют, должен верить, что его усилия имеют хороший шанс оправдать доверие руководителя.

Организация, как объект управления.

Организация (формальная) - это социальная общность, состоящая из группы людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или системы целей.
Неформальные организации - это группы, которые возникают спонтанно из четко определенных экономических целей, правил и структур. Это институт семьи, дружбы, неформальных отношений между людьми внутри формальных организаций.

Жизненный цикл организации.

Этап ЖЦО Главная цель Руководство Прочие характеристики
1. Рождение Выживание Единоначалие Выйти на рынок
2. Детство и юность Прибыль и рост Единоначалие Закрепление и захват рынка, увеличение ЗП, предоставление льгот
3. Зрелость Рост прибыли Дилигирование полномочий Разделение и кооперирование труда, премирование
4. Старение организации Сохранение достигнутых результатов Координация действий Свободный режим работы персонала, участие в прибылях
5. Возрождение либо исчезновение Обеспечение оживления по всем функциям Единоначалие Внедрение инновационного подхода, омоложение персонала

Общие характеристики организаций.

1. Основные ресурсы используемые организацией:
- люди;
- основной и оборотный капитал;
- технологии и информация
Главная задача организации в области использования ресурсов:
- ранее - достижение целей при минимуме затрат и максимуме эффективности;
- теперь- баланс П/сп - ресурс, эффект.

Лекция №5

2. Внешняя среда.
Организация полностью зависима от окружающего мира:
- экономические условия;
- потребители;
- законодательство (Правительственные акты);
- конкуренты;
- техника, технология;
- система ценностей в обществе.

3. Горизонтальное разделение труда -
это разделение всей работы на составляющие компоненты методу участниками трудового процесса. Классический образец разделения труда на производство предприятия - это производство, маркетинг, финансы, т.е. это основные виды деятельности, которые должны быть выполнены, чтобы фирма добилась поставленной цели.

4. Вертикальное разделение труда -
определяет работу во координированию действий от самих действий. Деятельность по координированию работ других людей составляет сущность управления
Направления по которым осуществляется вертикальное разделение труда:
- общее руководство - выработка и реализация основных перспективных направлений деятельности организации (стратегия организации);
- технологическое руководство - это разработка и внедрение прогрессивных технологий, комплексная механизация и автоматизация производства;
- оперативное управление - составление оперативных планов, расстановка исполнителей по рабочим лестницам, инструктаж. систематический контроль за ходом производственного процесса;
- экономическое руководство - это планирование экономических показателей, анализ экономической информации, организация маркетинга, финансовой деятельности, стимулирование труда;
- управление персоналом - это подбор, расстановка и развитие персонала, человеческого капитала организации.

5. Структура организации -
это совокупность связей и взаимоотношений уровней управления и функциональных областей построенных в такой форме, которая наиболее эффективно позволит достичь цели организации

Виды структуры управления.
1. Линейная структура (бюрократическая).

Во главе каждого подразделения находится руководитель, наделенный всеми полномочиями, осуществляет единоличное руководство подчиненными ему работниками. Сам руководитель предприятия находится в непосредственном подчинении руководителя высшего уровня. В такой структуре разделение системы управления на составляющие осуществляется по производственному признаку. Вышестоящий орган управления не имеет права давать распоряжения каким-либо исполнителям минуя их непосредственного руководителя. Структура используется мелкими и средними фирмами, осуществляющих несложное производство при отсутствии кооперационной связи между предприятиями.

Преимущества: единство и четкость распорядителя, четкая система взаимных связей между руководителем и подчиненными; быстрота реакции в ответ на прямые указания; личная ответственность руководителя за конечные результаты деятельности своего подразделения; четкая увязка между собой распоряжения и задания; обеспеченность ресурсами. Недостатки: тенденции к волоките при решении вопросов, касающихся подразделений; перегрузка менеджеров высшего уровня и руководителя предприятия, который должен иметь обширные разносторонние знания, ограниченное количество информации; отсутствие звеньев по подготовке и планированию управленческих решений.

2. Линейно-штабная структура:

Главная задача Штабных подразделений - помощь линейному и высшему менеджменту
К штабным подразделениям относятся:
- отделы статистики и анализа;
- группу планирования;
- Юридическую службу.
Менеджеры штабных подразделений могут выполнять работу функциональных подразделений. Сюда могут быть переданы: бухгалтерия, отдел маркетинга, отдел управления персоналом, планово-экономический отдел.

Достоинства: возможность привлечения специалистов и экспертов в отдельных областях, чтобы освободить менеджера от нагрузки, а также обеспечить более глубокую подготовку стратегических решений.
Недостатки: тенденции к чрезмерной централизации; остаются высокие требования к высокому руководству, принимающему решение, недостаточно четкая ответственность, тот начальник, готовящий решение не участвует в его реализации.