Понятие и виды стилей руководства

Рекомендации, направленные на удовлетворение потребностей в общении, принадлежности

1. Создавайте хорошее рабочее окружение.

2. Давайте сотрудникам такую работу, которая позволила бы им общаться.

3. Периодически проводите с подчиненными собрания.

4. Не старайтесь разрушить возникшие неформальные груп­пы, если они не наносят организации реального ущерба.

5. Создавайте условия для неформального общения людей,

Рекомендации, направленные на удовлетворение потребностей в признании, уважении

1. Ищите и находите формы признания достоинств работ­ников.

2. Предлагайте подчиненным более содержательную работу.

3. Обеспечивайте обучение и переподготовку, которая по­вышает уровень компетентности.

4. Делегируйте подчиненным дополнительные полномочия.

5. Продвигайте подчиненных по служебной лестнице.

6. Привлекайте сотрудников к управлению.

7. Создавайте условия для соревнования групп и сотрудни­ков. Рекомендации, направленные на удовлетворение потребности в самовыражении

1. Обеспечивайте подчиненным возможности для обучения и развития, которые позволили бы полностью использовать и потенциал.


2. Давайте подчиненным сложную и важную работу, требующую от них полной отдачи.

3. Поощряйте и развивайте у подчиненных творческие способности.

Основные факторы эффективности стимулирования:

1. Знание менеджерами потребностей, интересов, нужд работников.

2. Установление справедливой непосредственной связи между результатами и вознаграждением.

3. Безотлагательность вознаграждения.

4. Степень удовлетворения ожиданий.

Тема16. "Стили руководства"

Стиль руководства - характерные черты поведения, приемов, действий, используемых руководителем в процессе управления.

Таблица 28

Виды стилей руководства

 

Определяемых личностью руководителя Определяемых особенностями коллектива – ситуационное лидерство
Авторитарный Указывание
Демократический Координация
Либеральный Участие в принятии решений
  Предоставление самостоятельности

 

 

Рис. 13. Упрощенный механизм мотивации


 

Разнообразие стилей, определяемых личностью руководителя, может быть сформировано на основе сочетания двух факторов: заботе руководителя о производстве и о людях. Графически это сочетание может быть предоставлено специальной «решеткой менеджмента».

1.9               9.9
                 
                 
                 
        5.5        
                 
                 
                 
1.1               9.1

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Незначительная Значительная

Забота о производстве

Рис. 14. Решетка менеджмента

Примечание: 1.1. Руководитель мало заботится о производстве и людях. Результаты крайне невысоки. Моральный дух коллектива низок, т.е. руководитель прилагает минимальные усилия для выполнения лишь самой необходимой работы (бездарный стиль).

9.1. Руководитель уделяет максимальное внимание производству и минимальное людям. Производственные результаты могут быть достаточно высоки. Производственные результаты могут быть достаточно высоки. Но удовлетворенности людей нет, что создает массу проблем (жесткий стиль).

1.9. Огромное внимание со стороны руководителя к людям, создание дружеского коллектива, «единой семьи». Но при этом интересы организации отходят на задний план («клубный стиль»).

9.9. Руководитель нацеливает всех работников на достижение производственных целей на основе доверия и уважения к ним. Развивается самостоятельность, ответственность, создается дух единой команды (прогрессивный стиль).

5.5. Руководитель умело балансирует, обеспечивая достаточно высокий уровень производственных результатов и удовлетворительный моральный настрой.

Более детальная характеристика стилей руководства, определяемых личностью руководителя, может быть осуществлена на основе четырех признаков: направленность руководителя на результат, способы мотивации, привлечение подчиненных к управлению, требовательность.

 

 

Авторитарный стиль

Важен только результат Мотивация, основанная на беспрекословном подчинении Подчиненные не привлекаются к управлению Жесткая требователь-ность    

 


 

Демократический стиль

 

Важны и результа-ты, и спо-собы достиже-ния Мотивация, основанная на использовании материальных и социально-психологических потребностей Подчиненные активно и по существу привлекаются к управлению   Требователь-ность в сочетнаии с доверием    

 

Либеральный стиль

Результаты не важны Мотивация практические отсутствует Создается вид, что подчиненные участвуют в управлении Низкая требователь-ность    

 

рис. 15. Стили руководства

Авторитарный («жесткий») стиль может быть оправдан в группе с неразвитыми материальными и высшими потребностями, а также в экстремальных ситуациях.

Демократический («прогрессивный»)стиль следует применять при условии заинтересованности работников в получении результатов, инициативности и ответственности.

Применение либерального («клубного»)стиля свидетельствует о нечеткости в определении целей группы и ее роли в производственном процессе.

Определение эффективного стиля руководства должно происходить с учетом многих факторов: психологических особенностей личности самого руководителя, потребностей и интересов подчиненных, степени их квалификации и ответственности, внутренних и внешних факторов, воздействующих на организацию. Выбор адекватного ситуации стиля руководства с учетом наиболее существенных факторов может быть определен как ситуационное лидерство.

Ситуационное лидерство – определение стиля руководства в зависимости от уровня зрелости рабочей группы: степени квалификации и стремления к ее росту (табл. 29).

Таблица 29

Уровень зрелости рабочей группы   Соответствующий стиль руководства
Полностью квали-фицированная и желающая дальше совершенствоваться   Предоставление самостоятельности (опре-деление функций и ответственности раб-отников, совместное обсуждение результатов)
Достаточно квалифицированная и продолжающая овершенствоваться   Участие в принятии решений (привлечение работников к постановке целей, консультации и поощрение самостоятельности)
Малоквалифицирован-ная, но стремящаяся к повышению квалификации   Координация (менее глубокий инструктаж и контроль, поощрение инициативы и деловых контактов)
Уровень зрелости рабочей группы   Соответствующий стиль руководства
Низкоквалифициро-ванная и не расположенная совершенствоваться   Указывание (тщательный инструктаж и детальный контроль, поощрение исполнительности и личных достижений)

 

 

Современный руководитель должен научиться применять любой стиль руководства, адекватный целям, стоящим перед рабочей группой, и ее особенностям - квалификации, ответственности, потребностям и т.п.

Рекомендации руководителю по совершенствованию стиля руководства.

1. Вырабатывайте ценностные установки и личные цели.

2. Планируйте текущую деятельность и этапы саморазвития.

3. Регулярно анализируйте достигнутые результаты.

4. Развивайте коммуникативные умения: слушать, читать, го­ворить, писать.

5. Развивайте наблюдательность, учитесь разбираться в лю­дях.

6. Ежедневно выбирайте время для мышления, записывайте свои мысли.

7. Расширяйте общение с людьми других профессий.

8. Учитесь сосредотачиваться на главном.

9. Будьте решительным, упорным и настойчивым.

10. Постоянно ищите новые возможности, проявляйте инициативу.