Централизация и децентрализация задач управления

Личный аппарат.

Консультативный аппарат формируется на временной или постоянной основе из специалистов определенного профиля, в обязанности которого входит консультирование линейного руководства по проблемам, требующим специальной подготовки (правовые проблемы, новейшая или

специальная технология, обучение и повышение квалификации персонала и др.).

Обслуживающий аппарат наряду с консультативными функциями выполняет обслуживающие функции. К наиболее типичным областям, в которых находит применение обслужива­ющий аппарат, относятся маркетинговые исследования, финансирование, планирование, материально-техническое снабжение и др.

Личный аппарат - это разновидность обслуживающего аппарата, формируемого из секретарей и помощников руководителя. Хотя в организациях сотрудники личного аппарата не имеют формальных полномочий, они могут обладать большой властью.

Делегирование полномочий тесно связано с понятиями «централизация» и «децентрализация».

Централизация означает концентрацию задач управления. Децентрализация означает разделение задач управления по определенным признакам:

функциональная область, в которой решается задача (снабжение, производство, маркетинг и т.д.); процедуры действия; объект управления;

стадия решения проблемы (подготовка решения, решение, реализация, контроль);

характер задач (повторяющиеся, инновационные и др.); пространство, время, качество, количество. Указанные признаки служат также критериямицентрализации и соответственно децентрализации.Важнейшие виды разделения задач управления: функциональное разделение - разделение по функциональным областям на верхних уровнях иерархии и соответственно по операциям, процедурам и приемам на нижних уровнях;

комбинация различных видов разделения задач.

дивизиональное разделение - разделение по сферам бизнеса, прежде всего по продуктовым группам или группам потребителей;

региональное разделение - разделение по регионам и прежде всего по областям сбыта;

фазовое разделение - разделение по фазам выполнения задач.

Масштабы и формы делегирования в конечном счете определяют степень централизации систем менеджмента в организации, развитие инициативы, самостоятельности и хозяйственной ответственности подразделений и их руководителей. Степень централизации менеджмента выражается прежде всего в характере организационной структуры управления, принятой на предприятии. Она снижается при переходе от линейной к линейно-штабной и функциональной структурам.

В современной практике тенденции к децентрализации управления получают выражение в развитии так называемого внутреннего предпринимательства. Современные концепции предпринимательского управления рассматривают децентрализацию как условие для формирования нового способа мышления, стиля поведения и образа действий менеджера.