Информационные системы в организациях
Типы барьеров коммуникаций
Коммуникационные барьеры и их преодоление
Структура процесса коммуникаций
В процессе коммуникаций выделяют четыре базовых элемента:
отправитель - лицо, генерирующее идею или собирающее информацию и передающее ее;
сообщение;
канал или средство передачи информации;
получатеь (адресат) - лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее.
Процесс обмена информацией включает взаимосвязанные этапы:
зарождение идеи или отбор информации;
выбор канала передачи информации;
передача сообщения;
интерпретация сообщения.
Коммуникация считается успешной, если получатель информации понимает ее содержание адекватно тому смыслу, который в нее вкладывает отправитель, т.е. менеджер. В противном случае имеет место безуспешная коммуникация.
Факторы, уменьшающие возможности успешной коммуникации, называютсякоммуникационными барьерами.
Различаюткоммуникационные барьеры макро- и микроуровня.
Макробарьеры коммуникаций препятствуют успешной коммуникации в целом.
Микробарьеры коммуникаций препятствуют успешной коммуникации в конкретных узких сферах.
Таблица 20
Макробарьеры коммуникаций | Микробарьеры коммуникаций |
Перегрузка информационных сетей и искажение информации. | Отношение источника (отправителя) информации к получателю (адресату). |
Потребности во все более сложной информации | Отношение адресата к источнику информации. |
Интернационализация деловых контактов и возрастание роли иностранных языков. | Восприятие получателем информации многозначных слов. Отсутствие обратной связи. |
Десять заповедей успешной коммуникации
1. Перед коммуникацией четко определите идеи, вкладываемые в послание.
2. Проанализируйте истинную цель каждой коммуникации.
3. Проанализируйте все физическое и человеческое окружение при любой коммуникации.
4. Проконсультируйтесь с другими при планировании коммуникации.
5. Обратите самое пристальное внимание на интонацию и основное содержание сообщения.
6. Воспользуйтесь возможностями, когда они предоставляются, включить в сообщение нечто полезное и ценное для его получателя или адресата.
7. Постоянно держите в поле зрения то, как срабатывает коммуникация.
8; Устанавливайте коммуникацию не только на сегодня, но и на завтра.
9. Добивайтесь, чтобы дела установки не противоречили словам.
10. Учитесь умению слушать другого.
Информация - предмет труда в процессе управления; является средством коммуникации между людьми.
Информация, используемая для управления, подразделяется на:
базовую, формируемую независимо от данной управленческой задачи;
текущую, регулярную или разовую, специально собираемую для данной управленческой задачи. Текущая информация, в свою очередь, подразделяется на: документированную, фиксируемую в документах (счетах, учетных, бухгалтерских и других документах);
недокументированную (телефонные разговоры, совещания, межличностные контакты и т.д.).
По аспектам управления информация клас-сифицируется: экономическая; организационная; социальная; техническая.
Развитие информационных потребностей организаций существенно видоизменило требования к информационному обеспечению процессов управления. Вместо общей информации о состоянии внешней среды в целом организации испытывают все большую потребность в более специфической и целенаправленной информации.
Развитие информационных потребностей организации находит отражение в типе собираемых данных, начиная с периодических отчетов, о тенденциях рынка в целом (статистический уровень) и систематических данных о поведении отдельных клиентов в сфере закупок и потребления (динамический уровень) и кончая информацией, полученной на основе конкретных сделок с клиентом в индивидуальном порядке.
Информационная система - совокупность взаимосвязанных элементов (целей, принципов, методов, средств и т.д.), способствующих реализации всего комплекса операций по обеспечению процесса управления необходимой информацией.
Она является неотъемлемой и важной частью менеджмента на предприятии и включает в себя как локальную, направленную на обеспечение внутренних коммуникаций, так и глобальную, обслуживающую внешние коммуникации подсистемы.
Пользователь современных информационных систем должен иметь возможность:
со своего рабочего места осуществлять поиск в базе данных необходимой информации;
решать проектные, плановые и другие управленческие задачи по их постановкам (описаниям) и исходным данным, независимо от сложности математических моделей;
с помощью аккумулированных в компьютере знаний о предметной области распознавать и диагностировать планы действий, выдвигать и проверять гипотезы, выделять закономерности в результатах наблюдений, в том числе там, где математические модели трудно использовать.
Указанные возможности реализуют соответственно:
информационно-поисковые системы (ИПС);
расчетно-логические системы;