Инструменты менеджмента
Подинструментом менеджмента следует понимать совокупность моделей и методов, используемых для решения задач менеджмента и их информационного, организационного и методического обеспечения.
Инструментарий менеджмента чрезвычайно разнообразен. Он включает инструменты, существенно различающиеся по сложности, назначению, условиям применения и другим признакам - от систем нормативов до систем организационного управления различных классов.
К числу широко известных инструментов менеджмента относятся:
система управления по целям;
система и методики ПАТТЕРН (РАТТЕКМ) для решения задач целеполагания, планирования, регулирования и контроля;
система и методики ПЕРТ (РЕКТ) для решения задач планирования целевых комплексных программ и проектов;
экспертизы и др.
Система управления по целям (МВО) - система управления организацией, ориентированная на конечные результаты и основанная на использовании творческого потенциала трудового коллектива, новых методов управления.
Основным понятием концепции и системы управления по целям является понятие «ключевой результат». При этом выделяют ключевые результаты трех типов:
ключевые результаты коммерческой деятельности (оборот, покрытие издержек, переменные и постоянные расходы, рентабельность и т.п.);
ключевые результаты функциональной деятельности (количество и качество производимой продукции, использование производственных мощностей, сырья, материалов, энергии и т.п.);
ключевые результаты поддержки, содействующей достижению коммерческих и функциональных результатов (мотивация персонала, атмосфера в организации, использование рабочего времени и т.п.)
Основными процедурными элементами системы управления по целям (МВО) являются:
· процесс определения целей, включающий анализ ситуации и формирование концепции «ключевых результатов»;
· процесс ситуационного управления, содержащий подбор исполнителей, определение характера мер, действий и оценки реакции окружающей среды в соответствии со сложившейся ситуацией;
· процесс контроля за результатами, включающий динамичную оценку результатов деятельности и оперативную выработку необходимых мероприятий.
Методика ПАТТЕРН, предназначенная для формирования и оценки структур целей, разработана фирмой "Хониуелл Инк" корпорации РЭНД.
Основными элементами методики ПАТТЕРН, определяющими этапы, являются:
разработка сценария (дерево целей с определением коэффициентов относительной важности мероприятий);
определение перспектив развития науки и техники (определение коэффициентов состояния разработки и сроков, а также взаимной полезности разработок);
оценка структуры целей на данный момент.
Экспертиза - процесс исследования, проводимого экспертами, направленный на формирование групповой оценки по неструктуризованным проблемам.
Различают следующие типы задач экспертного оценивания исследуемых объектов:
· задача парных сравнений;
· задача ранжирования;
· задача классификации;
· задача численной оценки.
В процессе формирования групповой оценки используются следующие методы:
метод "круглого стола" со свободным обменом информацией между экспертами;
метод "мозговой атаки" с частичной регламентацией общения экспертов;
метод Дельфи с использованием обратной связи;
методы формирования групповой оценки в условиях изолированности экспертов друг от друга.
Для обработки экспертной информации и получения результирующей оценки используются:
статистические методы, основанные на предположении, что отклонение оценок экспертов от истинных происходит в силу чрезвычайных причин;
алгебраические методы, основанные на введении на множестве экспертных оценок метрики (расстояния), позволяющей в качестве результирующей выбрать оценку, сумма расстояний от которой до оценок экспертов минимальна.
методы шкалирования: по экспертной информации о степени различия объектов устанавливается минимальный или близкий к минимальному набор критериев и оценок объектов по ним, обусловливающих указанные экспериментами различия.
Тема 13. "Коммуникации в менеджменте"