Моделирование в менеджменте
Моделирование в менеджменте - процесс построения и исследования моделей управления организацией.
Подмоделью понимают идеальный или материальный объект, приближенно воспроизводящий основные элементы и наиболее существенные связи и отношения исследуемого объекта.
Цель моделирования - получение новой, т.е. не зафиксированной в исходных данных, информации об исследуемых объектах.
Наиболее распространенные виды моделирования в менеджменте:
- экономико-математическое моделирование;
- моделирование на основе системного анализа;
- имитационное моделирование.
Экономико-математическое моделирование позволяет сформулировать проблему в виде математической задачи.
Принципиально можно выделить пять основных типов экономико-математических моделей, основанных на использовании соответствующего математического аппарата и нашедших достаточно широкое применение в теории и практике менеджмента:
- модели математического программирования;
- модели теории графов;
- балансовые модели;
- модели теории вероятностей и математической статистики;
- модели теории игр.
Модели системного анализа (СА) используются для решения слабо структурированных проблем, характеризующихся существенной неопределенностью.
В соответствии с основной идеей СА, состоящей в сочетании в моделях и методах решения проблем формальных и неформальных представлений, модели СА делят на:
- формальные модели;
- эвристические, использующие обобщенный опыт и интуицию специалистов.
Методы имитационного моделирования применяются:
- для выбора из множества возможных вариантов построения производственной и организационных структур системы наилучшего достижения поставленных целей на основе вариантов расчетов;
- для максимально близкого воспроизведения поведения систем и их звеньев на основе фактических данных;
- для обоснования и выбора, на основе воспроизведения, существенных черт системы, целей развития, стратегии деятельности;
- для снижения степени неопределенности в моменты принятия решений.
Они получают наибольшее распространение в современных условиях, динамично изменяющейся внешней и внутренней среды менеджмента.
Опыт применения методов имитационного моделирования в менеджменте показал: эффект от их применения существенно возрастает при их использовании в рамках специально организованной имитационной системы и моделирования, обеспечивающей взаимосвязь всего процесса принятия решений - от прогноза и обоснования целей до их достижения.
Подимитационной системой поддержки решений и моделирования следует понимать информационную систему, включающую совокупность логико-лингвистических и математических моделей и методов, необходимые технические средства, программное, информационное и организационное обеспечение.