Основные типы стратегий

Стратегических решений

Процесс выработки и реализации

Выбору стратегий предшествует обоснование стратегических целей развития организации, ориентирующих на решение проблемы или задачи, связанной с рынком или с принципиальным вопросом выживаемости организации.

Стратегические цели дифференцируются по уровням иерархии.

Пример: Фирма по продаже спортивных товаров.

I уровень. Стратегическая цель организации - достичь реального роста годового объема продаж на 20%.

II уровень. Стратегические цели функциональной области деятельности (маркетинг):

- открыть новый магазин;

- расширить торговый ассортимент;

- составить план рекламной кампании;

- наладить связи с местными органами.

 

Ill уровень. Оперативные задачи:

январь - инструктаж управляющих магазинами;

февраль - составление списка спортивных клубов, рассылка писем;

март - телефонная связь, личные контакты;

апрель - организация соревнований.

IV уровень. Закрепление оперативных задач за исполнителями.

В стратегическом планировании применяются следующие основные типы стратегий (табл. 12).

Таблица 12

Область применения Обозначение
Организацион-ный аспект применения · Общие (корпоративные) стратегии предприятия (базовые стратегии). · Стратегии внутрифирменной организа-ционной единицы стратегического менеджмента. · Стратегии функциональной сферы деятельности (функциональные стратегии).
Функция   · Стратегия сбыта. · Продуктовые стратегии. · Стратегии исследования и разработок. · Инвестиционные стратегии. · Финансовые стратегии. · Кадровые стратегии.

 

Область применения Обозначение
Направление развития · Стратегии роста (инвестирование). · Стратегия стабилизации (сохранение). · Стратегия свертывания (реинвестирование).
Поведение на рынке · Стратегия наступления. · Стратегия защиты.
Продукты/ рынки · Стратегия проникновения. · Стратегия развития рынка. · Стратегия развития продукта (работ, услуг). · Стратегия диверсификации.
Конкурентная среда · Стратегия цен. · Стратегия дифференциации. · Стратегия концентрации (цены или продукта).

 

Обязательные требования к разработке стратегий:

1. Наличие вариантов стратегии, включающих различные подходы достижения цели (альтернативы стратегии цен, распро­странения продукции, реализации технических идей и т.п.).

2. Стратегии не должны быть слишком сложными, перегру­женными, должны состоять из серий простых задач, в комплек­се формулирующих способ достижения поставленных задач.

 

 

На этапе реализации стратегий:

1. Целевой портфель стратегии дополняется оперативными планами (проектами, программами), с указанием целей, мероприятий, ресурсов, сроков, ответственных исполнителей.

2. Вводится система информирования и подготовки персо­нала для сферы выполнения стратегий.

3. Формируются специальные звенья стратегического управ­ления (профит центры), при необходимости выделяются стратегические хозяйственные зоны (СХЗ), связывающие организацию с соответствующей нишей рынка.

4. На этапах реализации стратегий вводится стратегичес­кий контроль.

Для целей стратегического управления крупномасштабными программами могут разрабатываться так называемые сце­нарии будущего, содержащие согласованные и логически вза­имосвязанные предположения и описания путей развития стратегического процесса с учетом влияния глобальных факторов окружающей среды.

Тема 8. "Планирование как функция менеджмента"

8.1. Сущность функции «планирование»

Планирование - непрерывный процесс установления или уточнения и конкретизации целей развития всей организации и ее структурных подразделений, определения средств их дости­жения,

сроков и последовательности реализации, распределе­ния (выявления) ресурсов.

Задачи планирования:

1.Обеспечение целенаправленного развития организации в целом и всех ее структурных подразделений.

2. Перспективная ориентация и раннее распознавание про­блем развития. План намечает желаемое состояние объекта в будущем и предусматривает конкретные меры, направленные на поддержку благоприятных тенденций или сдерживание отрицательных.

3. Координация деятельности структурных подразделений и работников организации. Координация осуществляется как предварительное согласование действий при подготовке пла­нов и как согласованная реакция на возникающие помехи и проблемы при выполнении планов.

4. Создание объективной базы для эффективного контроля. Наличие планов позволяет производить объективную оценку деятельности предприятия путем сравнения фактических параметров с планируемыми значе­ниями по принципу «факт - план».

5. Создание стимулов (мотивация) трудовой активности. Успешное выполнение плановых заданий - объект особого сти­мулирования и основание для взаимных расчетов, что создает действенные мотивы для продуктивной и скоординированной деятельности всех участников.

6. Информационное обеспечение работников организации. Планы содержат важную информацию о целях, прогнозах, альтернативах, сроках, ресурсных и административных условиях проведения работ.