Основные типы стратегий
Стратегических решений
Процесс выработки и реализации
Выбору стратегий предшествует обоснование стратегических целей развития организации, ориентирующих на решение проблемы или задачи, связанной с рынком или с принципиальным вопросом выживаемости организации.
Стратегические цели дифференцируются по уровням иерархии.
Пример: Фирма по продаже спортивных товаров.
I уровень. Стратегическая цель организации - достичь реального роста годового объема продаж на 20%.
II уровень. Стратегические цели функциональной области деятельности (маркетинг):
- открыть новый магазин;
- расширить торговый ассортимент;
- составить план рекламной кампании;
- наладить связи с местными органами.
Ill уровень. Оперативные задачи:
январь - инструктаж управляющих магазинами;
февраль - составление списка спортивных клубов, рассылка писем;
март - телефонная связь, личные контакты;
апрель - организация соревнований.
IV уровень. Закрепление оперативных задач за исполнителями.
В стратегическом планировании применяются следующие основные типы стратегий (табл. 12).
Таблица 12
Область применения | Обозначение |
Организацион-ный аспект применения | · Общие (корпоративные) стратегии предприятия (базовые стратегии). · Стратегии внутрифирменной организа-ционной единицы стратегического менеджмента. · Стратегии функциональной сферы деятельности (функциональные стратегии). |
Функция | · Стратегия сбыта. · Продуктовые стратегии. · Стратегии исследования и разработок. · Инвестиционные стратегии. · Финансовые стратегии. · Кадровые стратегии. |
Область применения | Обозначение |
Направление развития | · Стратегии роста (инвестирование). · Стратегия стабилизации (сохранение). · Стратегия свертывания (реинвестирование). |
Поведение на рынке | · Стратегия наступления. · Стратегия защиты. |
Продукты/ рынки | · Стратегия проникновения. · Стратегия развития рынка. · Стратегия развития продукта (работ, услуг). · Стратегия диверсификации. |
Конкурентная среда | · Стратегия цен. · Стратегия дифференциации. · Стратегия концентрации (цены или продукта). |
Обязательные требования к разработке стратегий:
1. Наличие вариантов стратегии, включающих различные подходы достижения цели (альтернативы стратегии цен, распространения продукции, реализации технических идей и т.п.).
2. Стратегии не должны быть слишком сложными, перегруженными, должны состоять из серий простых задач, в комплексе формулирующих способ достижения поставленных задач.
На этапе реализации стратегий:
1. Целевой портфель стратегии дополняется оперативными планами (проектами, программами), с указанием целей, мероприятий, ресурсов, сроков, ответственных исполнителей.
2. Вводится система информирования и подготовки персонала для сферы выполнения стратегий.
3. Формируются специальные звенья стратегического управления (профит центры), при необходимости выделяются стратегические хозяйственные зоны (СХЗ), связывающие организацию с соответствующей нишей рынка.
4. На этапах реализации стратегий вводится стратегический контроль.
Для целей стратегического управления крупномасштабными программами могут разрабатываться так называемые сценарии будущего, содержащие согласованные и логически взаимосвязанные предположения и описания путей развития стратегического процесса с учетом влияния глобальных факторов окружающей среды.
Тема 8. "Планирование как функция менеджмента"
8.1. Сущность функции «планирование»
Планирование - непрерывный процесс установления или уточнения и конкретизации целей развития всей организации и ее структурных подразделений, определения средств их достижения,
сроков и последовательности реализации, распределения (выявления) ресурсов.
Задачи планирования:
1.Обеспечение целенаправленного развития организации в целом и всех ее структурных подразделений.
2. Перспективная ориентация и раннее распознавание проблем развития. План намечает желаемое состояние объекта в будущем и предусматривает конкретные меры, направленные на поддержку благоприятных тенденций или сдерживание отрицательных.
3. Координация деятельности структурных подразделений и работников организации. Координация осуществляется как предварительное согласование действий при подготовке планов и как согласованная реакция на возникающие помехи и проблемы при выполнении планов.
4. Создание объективной базы для эффективного контроля. Наличие планов позволяет производить объективную оценку деятельности предприятия путем сравнения фактических параметров с планируемыми значениями по принципу «факт - план».
5. Создание стимулов (мотивация) трудовой активности. Успешное выполнение плановых заданий - объект особого стимулирования и основание для взаимных расчетов, что создает действенные мотивы для продуктивной и скоординированной деятельности всех участников.
6. Информационное обеспечение работников организации. Планы содержат важную информацию о целях, прогнозах, альтернативах, сроках, ресурсных и административных условиях проведения работ.