Сценария стратегического управления

Вид менеджмента Функции менеджмента
Нормативный менеджмент Формирование главных намерений (стратегический облик, миссия организации). Обоснование философии и предпринимательской политики организации.
Стратеги- ческий менеджмент Анализ среды окружения (шансы и риски) Анализ потенциала организации (оценка сильных и слабых сторон). Определение стратегических целей и нормативов. Выбор стратегий на основе отбора альтернатив развития организации.
Оперативный менеджмент Разработка оперативных мер (проекты, программы, планы). Выполнение стратегии, контроль и оценка результатов.

 

Первый основополагающий шаг сценария - формирование миссии организации, т.е. совокупности основных целей и предпринимательских намерений организации на средне- и долгосрочный период.

В формализованном виде миссия организации представляет собой документ, в котором содержатся следующие сведения:

· название предприятия, описание разработок, производ­ственных товаров и предоставляемых услуг;

· характеристики производственной и сбытовой системы;

· концепция качества;

· концепция ценообразования;

· торговая марка, образ предприятия;

· сбытовые органы, области сбыта, цели сбыта, целевые группы потребителей.

Следующий шаг - разработка философии организации, под которой следует понимать кредо существования, принципы деятельности. Философия включает в себя описание высших ориентиров поведения, принятых организацией, условий движения к ним, существующих объективных ограничений.

В ней излагается представление о смысле предпринимательской деятельности организации, принципы отношения менеджеров к участникам предпринимательской деятельности, их готовность нести ответственность за работников, отношения к окружающей среде, в том числе к партнерам по рынку, обществу, экологическим мероприятиям, социально-техническим переменам (инновациям), к предпринимательскому риску (готовность или неготовность) и т.п.

Философия организации формируется под воздейст­вием факторов субъективного и объективного характера (личностные качества предпринимателя, ценностные уста­новки, характер производства и т.п.). Ее крайним выраже­нием может быть либо сугубо гуманистический, либо тех­нократический подход.

Стратегическая линия организации должна строиться на принципах ее сбалансированного поведения в отношении субъектов окружающей среды: клиентов, поставщиков, кредиторов, государства и общества. В этом заключается смысл предпринимательской политики организации.

Формулировка философии и предпринимательской полити­ки дает возможность представить стратегический облик органи­зации, под которым понимают качественно выраженную совокупность основных целей и руководящих установок организации, его реальные контуры, описание предпринимательских задач.

Далее, следуя стратегическому сценарию, проводят диагно­стирование ситуации в среде окружения и внутри организации. Прежде всего, следует уделять внимание анализу окружения, в котором находится организация.

Стоит тщательно изучить шансы и факторы риска на рынке, т.е. собирать и оценивать информацию, поступающую извне.

Подусловиями окружающей среды понимаются те ее ха­рактеристики, которые извне противостоят организации и долж­ны быть учтены при стратегическом планировании. Основные требования к проводимому в этой области анализу в широком смысле заключаются в том, чтобы выявить надвигающиеся извне шансы и риски.

При этом следует учитывать как факторы мак­росреды организации (налоговая система, внешнеэкономическая по­литика, общий уровень развития производственных технологий и др.), так и ее микроокружение (спрос, мода, доходы покупателей, структура поставщиков и др.). Чем больше удельный вес организации в объеме производства региона или страны, тем больше внешняя среда будет оказывать влияние на работу организации.

Анализ потенциала организации выявляет ее сильные и слабые стороны в сравнении с конкурентами, оценивают достаточность наличных ресурсов для намеченных стратегических действий.

Таблица 11