Качества менеджеров и предпринимателей

Роли менеджеров в зависимости от фазы развития экономической системы

Общие задачи менеджеров

Задачи и роли менеджеров

Типы менеджеров

Таблица 5

Уровень управ-ления Кто конкретно Основные задачи
Высший Руководитель организации и его заместители   Формулирование целей организации и подразделений, разработка долгосрочных планов, адаптация организации к различным переменам, взаимодействие организации с внешней средой
Средний Все остальные руководители организации, не отнесенные к высшему и низовому уровню Координация работы нижестоящих руководителей, руководство специализированными подразделениями и функциями
Нижний Руководители, не имеющие в подчинении руководителей Непосредственная организация и руководство работниками, занятыми основной деятельностью, контроль над использованием сырья и оборудования

Определение перспективных и текущих целей и задач, планирование.

Распределение функций, заданий, установление норм, инструктаж подчиненных, создание необходимых условий, мотивация.

 

 

Установление и поддержание коммуникационной связи между подчиненными, между собой и подчиненными.

4. Контроль, оценка и анализ деятельности группы в целом и каждого подчиненного в отдельности.

5. Изучение подчиненного персонала, повышение его про­фессионального уровня.

6. Проведение собраний, совещаний и участие в совещаниях.

7. Деловое общение, беседы и переговоры с менеджерами организации, заказчиками, поставщиками и другими.

8. Работа с документами.

9. Самоменеджмент: установление личных ценностей, целей, планирование, развитие коммуникативных способностей, анализ личных результатов.

Таблица 6

Роли менеджера Плановая экономика Переход от плановой к рыночной экономике Рыноч-ная эконо-мика
Построение межлич-ностных взаимо-отношений: · образец для подражания · лидер · интегратор + - - ++ ++ ++ + ++ ++

 

Роли менеджера Плановая экономика Переход от плановой к рыночной экономике Рыноч-ная эконо-мика
  Построение инфор-мационных связей: · собиратель информации · распределитель информации · представитель + + - ++ + + ++ + ++
Принятие управленче-ских решений: · предприниматель · менеджер кризисных ситуаций · распределитель ресурсов · ведущий переговоры - - ++ - ++ ++ + ++ ++ ++ + +

Примечание:++ - доминирующая роль; + - активная роль;

- - пассивная роль.

Минимальный набор качеств для выдвижения на должность руководителя низового уровня:

1. Профессиональная компетентность.

2. Организованность.

3. Умственные способности.

4. Коммуникативные возможности.

5. Честность и ответственность.

Качества менеджера(по результатам анализа зарубежной литературы).

1. Умение формировать эффективную команду.

2. Способность выслушать.

3. Самостоятельность в принятии решений.

4. Энергичность.

5. Способность к внедрению нововведений.

6. Наблюдательность.

7. Высокие проявления этики в отношениях.

8. Сильная воля.

9. Интернациональная направленность.

10. Умение разбираться в новых технологиях.

11. Умение производить хорошее впечатление на окружающих.

12 Честолюбие.

13. Представительный внешний вид.

14. Демократизм.

15. Образование.

Предприниматель - владелец собственного дела, чаще всего какого-то нового, несущий весь риск его претворения в жизнь. Предприниматель, в деле которого участвуют подчиненные ему работники, выполняет все функции менеджера. Отличие предпринимателя от менеджера может состоять лишь в степени самостоятельности и ответственности. Менедже­ры высшего уровня почти ничем не отличаются от предпринима­телей. Если политика высшего менеджмента направлена на достижение максимальной децентрализации управления, обязан­ности и функции менеджеров среднего уровня приближаются по своему характеру к предпринимательским.


 

Таблица 7