Качества менеджеров и предпринимателей
Роли менеджеров в зависимости от фазы развития экономической системы
Общие задачи менеджеров
Задачи и роли менеджеров
Типы менеджеров
Таблица 5
Уровень управ-ления | Кто конкретно | Основные задачи |
Высший | Руководитель организации и его заместители | Формулирование целей организации и подразделений, разработка долгосрочных планов, адаптация организации к различным переменам, взаимодействие организации с внешней средой |
Средний | Все остальные руководители организации, не отнесенные к высшему и низовому уровню | Координация работы нижестоящих руководителей, руководство специализированными подразделениями и функциями |
Нижний | Руководители, не имеющие в подчинении руководителей | Непосредственная организация и руководство работниками, занятыми основной деятельностью, контроль над использованием сырья и оборудования |
Определение перспективных и текущих целей и задач, планирование.
Распределение функций, заданий, установление норм, инструктаж подчиненных, создание необходимых условий, мотивация.
Установление и поддержание коммуникационной связи между подчиненными, между собой и подчиненными.
4. Контроль, оценка и анализ деятельности группы в целом и каждого подчиненного в отдельности.
5. Изучение подчиненного персонала, повышение его профессионального уровня.
6. Проведение собраний, совещаний и участие в совещаниях.
7. Деловое общение, беседы и переговоры с менеджерами организации, заказчиками, поставщиками и другими.
8. Работа с документами.
9. Самоменеджмент: установление личных ценностей, целей, планирование, развитие коммуникативных способностей, анализ личных результатов.
Таблица 6
Роли менеджера | Плановая экономика | Переход от плановой к рыночной экономике | Рыноч-ная эконо-мика |
Построение межлич-ностных взаимо-отношений: · образец для подражания · лидер · интегратор | + - - | ++ ++ ++ | + ++ ++ |
Роли менеджера | Плановая экономика | Переход от плановой к рыночной экономике | Рыноч-ная эконо-мика |
Построение инфор-мационных связей: · собиратель информации · распределитель информации · представитель | + + - | ++ + + | ++ + ++ |
Принятие управленче-ских решений: · предприниматель · менеджер кризисных ситуаций · распределитель ресурсов · ведущий переговоры | - - ++ - | ++ ++ + ++ | ++ ++ + + |
Примечание:++ - доминирующая роль; + - активная роль;
- - пассивная роль.
Минимальный набор качеств для выдвижения на должность руководителя низового уровня:
1. Профессиональная компетентность.
2. Организованность.
3. Умственные способности.
4. Коммуникативные возможности.
5. Честность и ответственность.
Качества менеджера(по результатам анализа зарубежной литературы).
1. Умение формировать эффективную команду.
2. Способность выслушать.
3. Самостоятельность в принятии решений.
4. Энергичность.
5. Способность к внедрению нововведений.
6. Наблюдательность.
7. Высокие проявления этики в отношениях.
8. Сильная воля.
9. Интернациональная направленность.
10. Умение разбираться в новых технологиях.
11. Умение производить хорошее впечатление на окружающих.
12 Честолюбие.
13. Представительный внешний вид.
14. Демократизм.
15. Образование.
Предприниматель - владелец собственного дела, чаще всего какого-то нового, несущий весь риск его претворения в жизнь. Предприниматель, в деле которого участвуют подчиненные ему работники, выполняет все функции менеджера. Отличие предпринимателя от менеджера может состоять лишь в степени самостоятельности и ответственности. Менеджеры высшего уровня почти ничем не отличаются от предпринимателей. Если политика высшего менеджмента направлена на достижение максимальной децентрализации управления, обязанности и функции менеджеров среднего уровня приближаются по своему характеру к предпринимательским.
Таблица 7