Государство – один карман, и в стране существуют единые правила
В представлении особенно неотечественной составляющей бизнеса, занятой продвижением импортируемых товаров в Россию, российское государство, наверное, по каким-то своим аналогиям, представляется как нечто монолитное, с системными интересами и ?!! мудрой заботой о благе общества.
Однако находящееся в состоянии постоянной реорганизации государство, тем не менее, сохраняет стойкость в главном: каждое ведомство работает самостоятельно и как-то не скоординировано.
Это предопределяет постоянную дисгармонию в требованиях разных ведомств. При этом на таможенные органы наваливаются неприсущие им функции, в основном связанные с нетарифным регулированием, перегружая и тормозя процесс выпуска товаров.
Однажды иностранное начальство предлагало автору объяснить таможенным органам, что не хорошо сомневаться в правильности заявляемой таможенной стоимости и корректировать её с целью увеличения массы уплачиваемых налогов, поскольку ведь будет уплачен налог на прибыль. Автор воздержался от комментариев, согласившись с мудростью начальства, но кому объяснить эти открывшиеся истины не знает до сих пор.
Самые большие сложности возникают на уровне уплаты налогов, особенно НДС. У таможенных органов нет понимания(или, скорее, позиция таможенных органов выстраивается как непонимание), что НДС, уплаченный в момент таможенного оформления, налог возвратный,поэтому таможенные органы ведут борьбу за повышение таможенной стоимости, даже если это и не ведёт к увеличению налогооблагаемой базы для импортной пошлины.
Длительное время таможенные органы пытались понять, не завышены ли продажные цены при экспорте, как будто они применяются при расчёте базы для возврата НДС. Где их интерес в этом НДС – осталось загадкой.
Известна любовь государственных органов любых уровней к оформленным таможенным декларациям. Их просят инспекторы дорожной службы при проверке товаров, уже находящихся в свободном обороте. Налоговые инспекции, контролирующие работу транспортных предприятий, которые осуществляют перевозку товаров в рамках внешнеторговых операций, для подтверждения льготы по НДС ссылаются на Налоговый кодекс и требуют таможенную декларацию, подтверждающую, что импортёр выпустил товар в свободное обращение (ну или хотя бы какую-нибудь декларацию). Странно требовать документ, который не может по определению принадлежать транспортной компании.
На самом деле размах страны предполагает не только обилие часовых поясов, о чём руководители Таможенной службы всегда рассказывают с любовью (и делают это не без оснований), но и сложности с инфраструктурой (собственно таможенной и логистической) и квалификацией государственных структур (и не только таможенных). Несгибаемая воля ветеринарных органов, препятствовавших экспортным операциям на юге страны, предопределяла у автора не только укрепление желания всё-таки их исполнить, но и развитие более простых альтернативных путей экспорта из Центральной России, где те же самые проблемы оказались не столь планетарного масштаба.
Массовые сокращения таможенных органов внутри страны (в рамках реорганизации, особенно при производственных площадках) при достаточно трудном исполнении мер нетарифного регулирования вынуждают переносить места таможенного оформления на границу.
На практике государство предлагает подстраиваться под свои постоянно изменяющиеся требования. И поэтому одна из серьёзнейших особенностей бизнеса в России – это девальвация знаний. Уже выстроенные процедуры и операции требуют постоянного контроля и модернизаций, поскольку изменения в политике государства (в том числе и связанные с упрощением регулирования) обязательно повлекут за собой необходимость в изменениях порядка подготовки документов, коммуникации и т.д. И порой нужно начинать чуть ли не с нуля.
Заблуждение 3.