Глава 3. О жизненном подвиге и творчестве проф. МДА прот. В. Н. Страхова

 

О жизни протоиерея Владимира Страхова, автора магистерской диссертации по апостолу Павлу, рассматриваемой в настоящей работе, мы располагаем гораздо меньшими сведениями, чем о жизни и творчестве проф. СПбДА Н.Н.Глубоковского, который предстает в научно-богословском мире несомненно более яркой личностью. Это объясняется главным образом наступлением безбожного периода и гонений, которые коснулись ученого. Все, что мы можем узнать о его жизни сохралось дишь в небольшом архивном материале, находящемся в Цетральном Архиве ФСБ (ЦА ФСБ России) по убиенным Советской властью в годы репрессий[92]. Однако творческая деятельность Страхова поражает нас не менее других обширностью и объемом задействованных им исследований и источников, а также широтой охвата различных представлений и информации о богословии апостола Павла.

Фактически, об о. Владимире мы узнаем лишь по спискам безвинно умученных за веру в годину безбожной власти из числа последних преподавателей Московской Духовной Академии[93], составленным членами преподавательской корпорации ПСТГУ, да и то в очень скудном виде. Даже дата кончины безвинно убиенного о. Владимира точно не выяснена: по официальным данным он был расстрелян тройкой НКВД в 1937 году, а по неофициальным – оставался жить до 1948 года когда он получил освобождение, и выйдя за тюремную ограду, был убит неизвестным человеком. Однако и по первым данным и по вторым, смерть его была не свободной, а насильственной, что вызывает в нас осознание, что перед нами – не просто выдающийся библеист, но и мученик за веру Христову.

Скажем вначале о жизни и деятельности этого человека из тех небольших источников, которые нам далось найти. На сегодняшний день он остается малоизвестной и также мало изученной историками и богословами фигурой преподавательской корпорации Московской Духовной Академии в последние годы своего существования после революции. Сам о. Владимир явился не только ее членом, но и ее последним ректором до окончательного закрытия в 1922 году (с 1920 года – ее проректором, а с апреля 1922 года – по дату закрытия – ректором[94]). Сначала он становится проректором Академии в 1919 году после ареста прот. Анатолия Орлова, который проходил по обвинению в деле об изъятии церковных ценностей первой волны, а в короткое время перед ее закрытием в 1922 году он является ее ректором. Также в период с 1919 по 1930 год он является еще и настоятелем храма в честь св. Троицы в Листах в Москве, куда переносится Академия, получившее название подпольной.[95] В 1929 году он выразил свое несогласие с декларацией митр. Сергия, сказав с амвона, что «православная церковь продана за чечевичную похлебку»[96]. Напомним, что декларация призывала к легализации церковного управления в глазах советской власти, что воспринималось некоторыми как измена Церкви, поскольку сотрудничать с большевиками – гонителями ее, – считалось некоторыми недопустимым. В свою очередь многие оправдывают митр Сергия, что тем самым он спас Ее от возможного нового кровопролития и полнейшего уничтожения.[97] В 1930 году он был награжден правом ношения митры, и 30 числа этого же месяца – был судим по ложному обвинению в махинациях, но на суде был оправдан. Множество людей встречало его у здания суда, сравнимое только с пасхальным. Протоиерей Владимир также участвовал в отпевании митр. Иллариона Троицкого в Петербурге. (Владыка Иларион был арестован во время пребывания на квартире о Владимира, а скончался по дороге из Соловецкого лагеря). Семья о. Владимира оказывала ему постоянную помощь во время его нахождения в соловецком лагере СЛОН (Соловецкий лагерь особого назначения). Известно, что жена священника Владимира, матушка Ксения Владимировна много помогала ссыльному духовенству.

Однако над о. Владимиром продолжали сгущаться тучи. Новый арест над Христовым пастырем произошел 3 марта 1931 года, вслед за чем последовала трехлетняя ссылка исповедника. Первоначально особым совещанием при ОГПУ местом ссылки ему был назначен северный край России. Однако, благодаря стараниям родных и окружавших батюшку близких людей и их ходатайством перед властями, место ссылки было изменено на более мягкое. О. Владимира сначала устроили в театре оперетты, а позже перевели в Ульяновск, где у него были друзья. В Ульяновске он работал над докторской диссертацией. Ему также временами удавалось выезжать в Москву. города Ульяновск. Однако в декабре 1937 года в Ульяновске было арестовано 78 человек духовенства, и в их числе оказался прот. Владимир. Он был арестован сразу же по возвращении из Москвы. Им всем было вменено сотрудничество с выдуманной организацией монархистов-контрреволюционеров. Далее в биографии о. Владимира появляются две версии: по официальной версии он был расстрелян сразу тройкой НКВД от 29 декабря 1937 года, а по неофициальной – приговорен к ссылке в исправительно- трудовой лагерь сроком на 10 лет.[98] По закрытым источником существует версия, что 1948 году о. Владимир был вызван патриархом Алексием I в Москву с намерением назначить его главой вновь открывшейся Московской Духовной Академии. Однако, по рассказам одного диакона, проведшего с ним многие годы заключения он, выйдя на дорогу после освобождения, ослабленный здоровьем, был убит выстрелом в спину одним из своих бывших сокамерников[99].

Несмотря на весь ужас репрессий и тяжесть пережитой им эпохи, научная деятельность его как библеиста и ученого не стоит в стороне и не уступает тем из богословов, жизнь которых пришлась на дореволюционную мирную эпоху. Коснемся его библиографического наследия, поскольку нельзя не упомянуть хотя бы самые крупицы его деятельности. Из литературных сочинений до нас дошли лишь следующие: «Эсхатологическое учение второй главы второго Послания св. ап. Павла к Фессалоникийцам», а также рецензия на работу Протасова Н. Д. «Св. апостол Павел на суде у Феста Агриппы»[100], опубликованная в 1912 г., и «Слово на 30 сентября на день поминовения погибших наставников и начальников Академии»[101]. Немаловажным для нашего исследования является также его эсхатологический трактат: «Вера в близость парусии или второго пришествия Господа в первохристианстве и у св. апостола Павла»[102] Сохранились также записки о. Владимира по случаю поездки на погребение архиеп. Иллариона, также слово "О значении личности и дела Святейшего Патриарха Тихона", также проповедь в неделю самарянки «О муках души» (1930) и слово «Искусство и религия» (1929).

Крестный подвиг истинного пастыря и исповедника веры, а также глубокого библиеста России, прот. Владимира Страхова не должны быть забыты в будущих поколениях сыновей Матери Церкви, как и желающих заниматься церковно-научными исследованиями.