Финансирование политических партий.

Лекция 9

К числу ключевых проблем, от которых во многом зависит нормальное функционирование политических партий и в качестве элемента представительной демократии, и в роли одной из ведущих структур гражданского общества, относится проблема их финансирования. Эта проблема всегда считается деликатной и ни­когда широко не освещалась.

Макс Вебер по этому поводу писал: "По понятным причинам партийные финансы предстают перед исследователем как одна из наименее ясных в их истории, но самых важных глав. Меценатами (а сегодня их принято называть спонсорами) могут выступать вла­дельцы крупных состояний, крупные фирмы и кампании, отечест­венные и зарубежные предпринимательские, профсоюзные, политические, религиозные и культурные организации. Иногда поддержка спонсоров незаменима". Поэтому острая полемика, раз­вернувшаяся на этот счет в нашей печати, лишний раз подтвержда­ет наличие широкого спектра проблем, в той или иной мере общих для партий, действующих в условиях плюрализма и демократии.

Закрытость основного содержания проблем связана с напряженной конкуренцией между партиями. Кроме того, не всегда желают афишировать себя спонсоры партий, особенно зарубежные. Некоторые партии имеют нелегальные источники средств.

Наиболее значительными почти для всех партий представляются пять типичных источников финансирования политических партий. Прежде всего, членские взносы. Они имеют важное значение для массовых партий. Но партии либерального типа не всегда устанавливают регулярные взносы, полагаясь на щедрость некоторых своих состоятельных членов.

Другим источником, особенно для консервативных и либеральных партий, служат, прежде всего, пожертвования бизнеса, особенно крупных корпораций, которые так или иначе заинтересованы в их деятельности. Это, конечно, дает им возможность оказывать некоторое влияние на их политику. Вместе с тем, во Франции и ряде других стран порог для пожертвований, предоставляемых держателям мандата партий, со стороны отдельных лиц, ограничивается и поднят с 30 до 50 тыс. франков. Все пожертвования облагаются налогом на общих основаниях

Для социал-демократов и отчасти коммунистов источником основного либо дополнительного финансирования являются средства, выделяемые профсоюзами. Особенно велик их взнос в тех случаях, когда они входят в качестве коллективных членов в состав соответствующих партий, как это имеет место, например, у британских лейбористов и шведских социал-демократов. Такого рода порядок или традиция создают, однако, немало проблем.

Связь с бизнесом, особенно когда денежные средства поступают не через централизованную систему дотаций, но, как это имеет место в США и Японии, непосредственно политическим деятелям и парламентским кандидатам, приводит к чрезмерной зависимости партийного руководства, усиливает тенденции к коррупции в среде политиков и, как следствие, вызывает растущее недовольство общественности.

С другой стороны, зависимость от профсоюзов также ограничивает свободу действий "рабочих" партий, тем более что они, как уже было сказано, все в меньшей степени ощущают себя таковыми. В то же время стоимость содержания партий, финансирование их исследовательской и пропагандистской деятельности, особенно предвыборных кампаний, постоянно растет и, судя по всему, будет расти в дальнейшем.

Партии, как правило, имеют собственные предприятия, чаще всего издательства, типографии. Доходы от этих предприятий партии расходуют на свои цели. ЦК РКП(б) на Восьмом съезде следующим образом отчитывался в своей издательской деятельности: Издательство ЦК "Коммунист" выпустило за отчетный период 62 названия книг, брошюр в количестве около 7 млн. экземпляров на сумму 10.7 млн. рублей. ЦК издает 4 партийные газеты: "Правда", "Беднота", "Коммунар", и еврейскую газету "Дер Эмес". Тираж этих газет варьировался от 5 до 12 тыс. экземпляров. В недавнем прошлом в собственности КПСС находились издательские комплексы, пансионаты и дома отдыха, предприятия, спецгостиницы и транспортные средства, включая авиацию. На счетах партии в стране и в зарубежных банках были накоплены значительные суммы. Для оплаты расходов партийных функционеров за рубежом использовалась валюта из государственного бюджета. И на сегодня много загадок в финансовой деятельности КПСС.

Кроме того, во многих странах имеются законы, в соответствии с которыми партии получают широкую поддержку и со стороны государства, причем, разумеется не уравнительную, а в зависимости от числа завоеванных мандатов или голосов. Первыми на эту систему перешли ФРГ и Италия, сходные шаги предпринимаются и в некоторые других странах. Так, федеральный Конституционный суд ФРГ в 1968 году принял решение, где было указано, что отказ от общественной помощи политическим партиям, получившим менее 2.5 процентов голосов на всей территории страны на выборах в Бундестаг, противоречит основному закону, предоставляющему каждому право на свободное развитие его личности и возлагающему на политические партии миссию участия в формировании политической воли народа.

Статьи закона 1988 года Франции предусматривают предоставление кредитов партиям и политическим группировкам пропорциональном по их представительству в парламенте. Эти суммы покрывались в бюджете из общественных налогов и в 1989 году составляли 105.6 млн. франков. Тогда лишь Компартия Франции отказалась от этих кредитов, хотя и имела право на них претендовать. В 1990 году социалисты получили 95.5, объединение в защиту республики - 64.4, республиканцы - 26.6, компартия - (на этот раз не отказалась) 12.1 млн. франков.

Финансирование также предоставлялось парламентариям в индивидуальном порядке, если они являлись представителями объявленных группировок. В 1990 году таких парламентариев было 14 человек.

Законодательство о финансировании деятельности политических партий требует ежегодной, весьма подробной отчетности о получаемых партиями доходах и о расходовании ими денежных средств, причем не только тех, которые они имеют от государства, но и всех других, которыми партии располагают. Хотя государственное финансирование не лишает партию права" подкармливаться" и за счет других источников, включая и пожертвования, оно заметно снижает возможности использования партий и их представителей в парламентах и правительствах в корыстных целях или в целях могущественных групп давления, усиливает их зависимость от электората и членской массы.

Нельзя не отметить, что не так уж редко пришедшие к власти партии, особенно если подавлена оппозиция, заимствуют значи­тельные суммы для своих нужд из государственных средств. А там, где партия становится стержнем государственной системы, она распоряжается государственными средствами как своими собст­венными. Гак. КПСС распоряжалась всеми средствами страны, широко используя их для различных партийных целей.

Многие партии получают некоторую поддержку от солидарных с ними зарубежных организаций, иногда даже правительств. Это имеет место и тогда, когда законы запрещают партиям получать иностранные средства, т.к. это открывает возможность воздействия зарубежных организаций на позиции получающей такую помощь партии, а через нее на решение внутренних проблем страны.. Как теперь стало известно, КПСС десятилетиями оказывала су­­­щественную финансовую поддержку почти всем зарубежным коммунистическим партиям. Этот источник всегда и всячески маскировался. Для некоторых компартий такая поддержка была важнейшим источником средств, необходимых для их деятельности.

Удельный вес, соотношение этих источников финансирования у каждой партии различны. Но, как правило, доходы партий не покрывают их расходов, особенно на избирательные кампании и рекрутирование. Только постоянное изыскание новых средств, новых источников позволяет им поддерживать необходимую активность.

В настоящее время в законопроекте о политических партиях Российской Федерации поступление денежных средств партий предполагается из следующих источников: вступительные и членские взносы, добровольные пожертвования, поступления от лекций и выставок, доходы от издательской, просветительско-пропагандистской деятельности, иные поступления, не запрещенные законом. Это соответствует аналогичным законодательным актам, принятым в Дании и Швеции в 1961, во Франции - в 1968 и1990 годах.

Законопроект запрещает партиям принимать пожертвования благотворительных и религиозных организаций, государственных организаций и предприятий, иностранных граждан, организаций и предприятий, анонимных пожертвователей. Аналогичные положения приняты в Испании, Италии, Португалии, Франции и других странах. Предприятия и организации партий, осуществляющие хозяйственную деятельность, облагаются налогами в соответствии с налоговым законодательством на общих основаниях. Руководящие органы партий должны публиковать отчеты об источниках и расходовании средств, поступающих в партийные кассы, об имуществе партий. Предлагается ограничивать суммы пожертвований от­дельных граждан.

В мировой практике принято положение о необходимости декларирования доходов н имущества кандидатами в парламента­рии, министры и президенты. Причем они должны представлять декларацию о доходах как при вступлении в должность, так и при выходе в отставку.

Повсеместно приняты ограничения на сумму пожертвований, общую сумму расходов на предвыборную кампанию.

За последние 30 лет крупнейшие политические партии в своем развитии намного превзошли уровень просто избирательных машин. Они уделяют специальное внимание разработке, публикации и распространению новых идей в областях, представляющих государственный интерес, и, прежде всего, в социальной сфере, в экономической, в вопросах обороны. Они создали специальные организации для работы среди Женщин, профсоюзов, молодежи и студенчества. Они освоили технику и методику обработки общественного мнения.

Один из примеров партии, наиболее полно воплотившей в себе новейшие требования и качество, приспособленной к функционированию в условиях современного буржуазного общества с характерным для него крайним обострением социальных и политических противоречий, можно считать партию ОПР во Франции: не случайно сами буржуазные теоретики рассматривают ее как своего рода модель современной модернизированной партии.