Значение агитации и пропаганды
ФОМИРОВАНИЕ И ДЕЙСТВИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИЛ, КАК ОДНА ИЗ ФУНКЦИЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ
ПЛАН ЛЕКЦИИ:
1.Программы политических партий
3. Каналы политической социализации
Одна из важнейших функций политических партий является выработка программных установок, социально-экономической и политической стратегии на случай прихода партии к власти. В деятельности каждой партии эта функция занимает важное место, а в формировании и действиях политической силы партии принадлежит ключевая роль. Она проявляется в трех основных аспектах.
Во-первых, партия в той или иной форме выставляет политическую программу для совместных действий многих людей, т.е. формирования политической силы. В ней партия разрабатывает различные варианты решений политических проблем, цели и средства их достижения излагаются и аргументируются максимально понятно и привлекательно для широких слоев населения. При этом партия учитывает степени склонности различных слоев населения к ее идеям и концепциям, их реальное общественно-политическое сознание и настроения.
Такая программа и разъясняющие ее лозунги указывают не только политические цели, но и конкретные требования, а также призывают к выступлениям - от участия в выборах до восстания.
К разработке социально-экономической и политической стратегии основополагающих программных документов привлекаются высококвалифицированные кадры идеологов, пропагандистов и ученых.
Разумеется, каждая партия, выполняя свою функцию генератора новых или обновленных концепций, идей, лозунгов, опирается на близкие ей по духу и по интересам научные и теоретические кадры. Знаменательно, что когда в 1975 году М.Тэтчер стала лидером партии, она, стремясь дистанцироваться от традиционных кейнсианских подходов, сделала своим кредо труды таких известных теоретиков экономического либерализма, как Ф.Хайек и М.Фридман. Одновременно центр тяжести идейно-теоретической и пропагандистской деятельности партии был перенесен с соответствующими подразделениями партийного аппарата на "мозговые тресты", находящиеся вне формальных партийных структур.
Наиболее сильной стороной деятельности как буржуазных, так и коммунистических партий является идеологическая обработка масс. Все это позволяло этим и другим политическим партиям в ряде случаев наладить глубокие контакты с обществом, тем самым открывая возможности дифференцированного и порой даже индивидуального подхода к идейно-пропагандистской обработке различных категорий населения. Это отражается на определенной эффективности господствующего класса по внедрению в сознание людей выгодных для него социально-политических установок, содействуя восприятию трудящимися идей и целей...как якобы общенациональных, государственных, а, значит, соответствующих их собственным интересам.
Идеологическая деятельность буржуазных партий строится по двум направлениям. С одной стороны, они принимают участие в теоретической апологетике капитализма, в разработке новых, соответствующих интересам господствующего класса концепций и доктрин. С другой стороны, они - эффективный инструмент распространения идей, т.е. непосредственной идеологической обработки населения.
Отличительной чертой теоретической и идеологической деятельности политических партий, особенно на Западе, является огромное разнообразие их форм. Большинство из них избегает принятия догматизированных, претендующих на строгую научность и истину в последней инстанции программ. Чаще всего дело ограничивается изложением принципов и общих ориентиров, основное же внимание сосредоточивается на проработке конкретных направлений политического и социально-экономического курса.
Особенно активную деятельность по обновлению своих программных и политических установок развивают партии в период пребывания в оппозиции. Свобода от бремени власти, которую они обретают после того, как потерпели поражение на выборах, дает им благодатную возможность критически оценить свою прежнюю политику, переосмыслить причины поражения и предстать перед избирателями в новом обличье. Неудивительно, что все сколько-нибудь заметные изменения во внутренней, а отчасти и внешней политике стран Запада осуществлялись партиями, прошедшими и успешно выдержавшими жесткое испытание оппозицией.
Политические партии стремятся корректировать свои программы, лозунги и действия политических сил по мере изменения ситуации, приспосабливая их к новым условиям и добиваясь соответственного изменения политического поведения своих сторонников.
Но нередко программа запаздывает или не адекватно оценивает изменения ситуации, что ведет к отставанию партии от развития общества или несоответствию ему ее новых установок, оборачивается просчетами ослаблением доверия к ней. Это угрожает уменьшением количества сторонников партии и даже распадом ее политической силы. Предотвращение таких последствий требует от каждой партии напряженной повседневной работы и немало средств.
Более молодые и энергичные политические партии и объединения, особенно в последнее время, наращивают возможности использования средств массовой информации. В политической борьбе они проявляют удивительную напористость и изобретательность, чтобы пробиться на страницы официальных изданий, к микрофонам радио и телевидения. Предпринимаются энергичные усилия по созданию собственных средств массовой информации. Особенно показательны в этом отношении действия политических сил в России в 1991 году. В стране насчитывалось несколько тысяч изданий партий, движений и объединений, сотни агентств по их распространению. Тираж изданий варьировался от единиц до тысяч экземпляров.
Материальная база партийной пропаганды политических партий опирается прежде всего на партийную печать: издательства, типографии, средства распространения печатной продукции. Немалый доход дают периодические и эпизодические издания средств массовой информации. Их доступность для ведущих политических партий расширяется, а вполне определенная политическая окраска становится лишь очевиднее по мере углубления монополизации этих средств держателями крупных капиталов. Задача партийных деятелей господствующих политических партий - "монополизировать рынок идей", их производство и распространение, как залог сохранения идейно-политического контроля над основной массой населения.
Во- вторых, каждая партия заботится о расширении круга и увеличения числа своих сторонников, политической поддержки со стороны населения, т.е. об увеличении своей политической силы.. Это достигается участием партии в политической социализации и проведением политического рекрутирования. Если политическая социализация вовлекает людей в политику вообще, то рекрутирование - пропаганда и агитация направлены на привлечение населения на сторону определенной партии, включение людей в ее политическую силу.
Как для того, так и для другого партия использует все каналы политической социализации: семью и учебные заведения, церковь, производственные коллективы и неформальные связи, просветительские и другие общественные организации, средства массовой информации - телевидение, радио, прессу, а также проводят собственные специальные мероприятия: митинги, беседы, выставки, концерты и т.п.
Использованию средств массовой информации почти все партии придают огромное значение. Чтобы расширить аудиторию и использовать стремление всех к беспристрастной информации, большинство партий предпочитают не создавать специальные партийные каналы телевидения и радио, не издавать партийных газет (кроме официальных материалов для работников партии), а распространять свои идеи и программы по общим, государственным каналам и изданиям.
Но многообразие форм и изощренность методов бывают эффективны только тогда, когда удается опереться не только на определенные элементы политической культуры, но и на собственный опыт и особенности восприятия разнообразной аудитории - людей, принадлежащих к различным социальным слоям , этносам и конфессиям, а также их настроения, эмоции, психику.
Для этой напряженной повседневной работы партии используют результаты различных социологических, психологиче-ских и других исследований, часть которых проводится по их заказам, а также новейшие технические достижения. Все сказанное выше, естественно, возможно использовать в широком, эффективном масштабе при наличии достаточного количества материальных и денежных средств. И даже в этих случаях партии не гарантируются от имеющихся просчетов, которые в определенной мере ведут к снижению эффективности предпринимаемых усилий.
Партии повсюду наталкиваются на активное противодействие политических конкурентов. Они обычно любыми средствами стремятся дискредитировать оппонентов, чтобы победить в идейно-политической борьбе за влияние. При этом все аппелируют к нравственности, общепринятым нормам человеческих отношений, и уличенный в нарушении ее, как правило, проигрывает.
В-третьих,партия руководит действиями политической силы и маневрирует ею. Далеко не всем партиям удается создать серьезную политическую силу - добиться единства политических действий массы на своей платформе. Многие, продолжая называть себя партиями, остаются политическими клубами, в лучшем случае, пропагандистскими организациями, не умеющими успешно рекрутировать сторонников, и трудно сказать , дождутся ли они своего часа. Их стойкость заслуживает уважения, если гуманны их идеи.
Непосредственно или через посреднические организации- союзы, клубы и т.п. партия руководит массовыми выступлениями, поведением своих сторонников на выборах, митингах и демонстрациях, в определенных условиях- вооруженными выступлениями, для которых некоторые партии создают свои вооруженные группы. Всё это- способы мобилизовать и бросить на чашу весов политической борьбы максимум своих политических сил.
Важнейшее значение придается работе с избирателями, особенно перед выборами. Многими партиями развитых стран на основе политологических, социологических и психологических исследований разработана и широко применяется комплексная методика работы с избирателями в предвыборной кампании. Используются изощренные способы воздействия на разум и чувства различных слоев населения и личностей. Конкуренция побуждает соперников к ее непрерывному совершенствованию.
Выборы, в ходе которых избиратель и выносит свой приговор, являются проверкой успеха или неуспеха оппозиционной и правительственной деятельности партий. В период между ними происходит своего рода диалог партий и избирателей, когда одна сторона (партия) пытается убедить другую (избиратель) в том, что именно она наилучшим образом отражает его интересы. Избиратели, в свою очередь, через механизм обратной связи воздействуют на содержание партийной программы, основных ее политических положений, добиваются их корректировки в том или ином направлении.
Ни одна партия, если она хочет быть влиятельной политической силой, не может претендовать на особое положение в обществе вне зависимости от реальных успехов в борьбе за массовую поддержку. Одно дело выступать с претензией на руководящую "авангардную" роль по отношению ко всему обществу, причем практически вне всяких временных границ, и совершенно другое дело - бороться за ведущую политическую роль наряду с другими политическими силами, в соревновании с ними.
Важнейшая функция "массовых партий", как иногда именуются действующие на непарламентском уровне организации и структуры - идейно-политическая борьба с оппозиционными партиями и течениями, ведущаяся практически беспрерывно. В ходе этой борьбы, равно как и другой организационно-партийной деятельности, "воспитывается" и формируется когорта местных и национальных лидеров, идеологические и пропагандистские кадры. Подавляющая их часть работают в партии на общественных началах, аппарат же штатных сотрудников даже в центре весьма невелик. (Это не относится к КПСС). Прошедшие школу политической борьбы партийные кадры составляют тот резерв, который постоянно пополняет и обновляет партийные фракции парламентов и органов местного самоуправления, а в перспективе, если партия правящая, и в высшую политическую элиту страны. Так что "парламентские" и "непарламентские" аспекты деятельности партий сплетены, спаяны воедино, и вычленять, серьезно искажать саму суть отношений как внутри партий, так и между партиями и гражданским обществом.
В политической борьбе, когда нет возможности добиться повсеместного превосходства над противниками, партии стремятся добиться перевеса сил в решающем месте в решающий час. Именно так была одержана победа либерально-демократических сил над режимами в ряде стран Восточной Европы в конце 80-х - начале 90-х годов.
Любая партия направляет действия политической силы на частичное или полное овладение государственной властью. После чего она мобилизуется на поддержку власти для обеспечения ее эффективности и реализации выдвинутого партией варианта решения политических проблем.