Глава 2. Жизнеописание и научное творчество проф. СПбДА Н.Н. Глубоковского

 

Отдельное внимание уделим выдающемуся библеисту конца 19-го – начала 20-го века проф. СПбДА Н.Н. Глубоковскому. Для нас особенно важно уделить внимание его биографии и творческому пути, поскольку третья часть диплома будет посвящена сравнительному анализу работы другого библеиста – проф. МДА прот. В.Н. Страхова[67] с ценным для всей русской библеистики трудом Н.Н. Глубоковского: «О втором послании святого апостола Павла к фессалоникийцам»[68].

Будущий библеист Николай Никанорович Глубоковский родился 6 декабря 1863 года в пос. Кичменгский Городок Вологодской губернии (скончался 18 марта 1937 года). В два года лишившись родного отца, он воспитывался в семье старшей сестры.

В период с 1874 по 1878 годы он обучался в Никольском Духовном Училище, затем поступил Вологодскую Семинарию, после окончания которой в 1884 году был зачислен в Московскую Духовную Академию. Однако на четвертом курсе из-за конфликта с ее руководством он был отчислен, но в следующем году восстановлен. Однако возможные шероховатости первоначального вхождения Н.Н. Глубоковского в профессорско-преподавательскую корпорацию СПбДА были изглажены блестящей деятельностью ученогов области исследования книг Нового Завета. С 1889 его специализацией было сначала изучение папства и церковной истории V-VI веков.[69] В период с 1890-91 годы он был направлен в Воронежскую семинарию, где уже преподавал Новый Завет. В 1891 году в МДА им была защищена кандидатская диссертация на тему: «Блаженный Феодорит, еп. Киррский. Его жизнь и литературная деятельность. Церковно-историческое исследование».[70] Переизданная в 1911 году, эта работа, а также 268 переведенных им писем блаженного Феодорита – принесли ему всероссийскую славу и известность.

В период с 1891 года он был приглашен на кафедру Священного Писания Нового Завета в СПбДА, на которой он оставался до 1918 года – времени ее закрытия. На протяжении этого времени был награжен многими медалями, в числе которых ордена 2-й и 3-й степени св. Анны, св. Владимира 4-й и 3-й степени и 4 Высочайшие благодарности за свои труды.

Он также участвовал в реформе духовного образования 1896 года. Выступая за радикальную реформу духовной школы, как средней, так и высшей, Глубоковский Н.Н. с присущей ему систематичностью разрабатывал концепцию духовно-педагогической политики указав на необходимость изучать больше само Священное Писание, а не соответствующие учебники[71]

С 1905 г. профессор Глубоковский принял на себя редактирование «Богословской энциклопедии», основанной А.П. Лопухиным. Энциклопедия сразу изменила свой характер и сделалась украшением русской богословской науки. Редактор вложил в издание колоссальный труд и энергию. Предприятие это в 1911 г. приостановилось.

Говоря о богословском наследии в творчестве Н.Н. Глубоковского труды по библеистике, связанные с книгой Деяний святых апостолов и посланиями апостола Павла, занимают в его письменном наследии главное место. Среди них известны такие, как «Благовестие христианской свободы в послании ап. Павла к Галатам», а также фундаментальный труд «Благовестие св. апостола Павла по его происхождению и существу».[72] В них на первое место он ставил историко-филологический метод. Он считал, что литературный памятник должен трактоваться в духе своего времени. Глубоковский задействовал весьма глубокий анализ в разборе текстов апостола Павла, анализируя всех своих предшественников, уже прорабатывавших эту тему, глубоко освящая очень узкие вопросы. По словам современников, его тексты поражали «прямо сверхъестественной ученостью»[73] и служили началом для создания в России «еще почти не существовавшего библейского богословия»[74]. В некотором смысле его фамилию можно считать ярко выражающей степень и высокий уровень его вникания в проблему. Он участвовал также в реформе духовного образования, в которой он выступал за изменение методов преподавания Нового Завета, борясь против «предметного образования» и ратуя за «целостную настроенность»[75].

После революции он в 1918 году решает переехать в Европу, поскольку «не хотел – как сам пишет – жить в богоборческом государстве»[76]. Незадолго до отъезда 27 ноября 1920 г. Глубоковский оформил брак с Анастасией Васильевной Лебедевой (урожд. Нечаевой), вдовой профессора А.П. Лебедева, с которой долгие годы жил в гражданском браке. Супруги покинули Петроград 16/29 августа 1921 г. Жизнь в эмиграции оставалась насыщенной и плодотворной: преподавательская, научная, церковно-общественная деятельность делают Глубоковского заметной фигурой в русском рассеянии[77].

Сначала он был в командировке в Швеции, потом вернулся в Россию и находился некоторое время в Вологде. Узнав о смерти брата – его убийстве большевиками ссылке в Уральске, окончательно принял решение мигрировать в Европу и осел в Болгарии, в Софии, где стал преподавателем на богословском факультете Софийского Университета. Также он принимал активное участие в международных богословских конференциях, например, в 1600-летии 1-го Вселенского Собора в Лондоне в 1925 году. Он утверждал, что никакого вреда в межрелигиозных конференциях нет, поскольку через них мы выполняем заповедь Христа о единении.[78] Будучи знаком с патриархом Сербским Варнавой (Росичем), регулярно посещал Сремски-Карловцы и в 1934 году возглавил ученый комитет РПЦЗ (Русской Православной Церкви заграницей) при митр. Антонии (Храповицком), с которым состоял в переписке.

Кончина настигла ученого в г. Софии. Примечательно, что его похороны состоялись в неделю торжества Православия, в деле защиты которого он так неутомимо трудился всю жизнь.

За весь период после иммиграции из России им было опубликовано свыше 100 статей и заметок, полная же библиография работ Глубоковского насчитывает около тысячи наименований. Он превосходит не только многих русских библеистов, но и зарубежных – как по количеству публикаций, так и по сложности и научности его трудов. Известно, что за свою жизнь Н.Ню Глубоковским было составлено только около 40 крупных работ и более 1000 статей и заметок.[79] Он вобрал в себя весь предыдущий опыт, накопленный предыдущими богословами в России, и, изучив его, создал новое комплексное видение многих богословских вопросов, на которые его современники, не владея полной информацией, смотрели в отрыве от всего богословского наследия.

Из его трудов самыми значительными трудами являются следующие: «Учение св. Апостола Павла о загробной жизни и воскресении мертвых» (1888)[80], «Благовестие св. Апостола Павла и мистерии» (1909)[81], «Учение св. Апостола Павла о добрых и злых духах» (1900)[82] «Учение св. Апостола Павла о христианской жизни “в Духе” и его самобытная независимость» (1904)[83]и многие другие[84]. Большинство его трудов издавались в периодических изданиях, в основном в «Христианском чтении».: Первая серьезная письменная работа ученого – его Докторская диссертация: «Благовестие святого апостола Павла по его происхождению и существу» (1897г.) – трилогия, вышедшая в свет в трех книгах в 1905-м, 1910-м и 1912-м годах – для нас особенно важна, поскольку в ней было проведено глубочайшее исследование.

В первой книге этой трилогии труда Н.Н. Глубоковский тщательно изучает историю еврейского народа, его наследие, апокрифическую литературу; во второй – ведет обсуждение влияния греческой культуры с их философскими школами и еврейского образования на ход мысли апостола Павла, а в третьей – приходит к выводу о богооткровенности характера Павлова благовестия, то есть всех им написанных 14-ти посланий, при этом признает независимость его откровения от человеческих дохристианских взглядов. Его неотмирность, одухотворенность не скрывает и сам апостол, который пишет в посланиях к Галатам: «Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его… через откровение Иисуса Христа» (Гал.1:11-12). Развивая эту мысль, проф. Н.Н. Глубоковский рассуждает о необходимости участия разума в разборе истин веры. Хотя вера созидается в сердце, а не в разуме, однако она должна основываться на разумном подходе, «так как “разумное Божие” может сделаться “разумным человеческим” лишь разумным способом научной аргументации»[85].

В этом капитальном труде Н.Н. Глубоковский показывает, что учение апостола Павла, расщепленное отрицательными критиками на множество якобы различных идей, на самом деле представляет собой целостную систему и имеет своим источником учение Господа Иисуса Христа. В нем дается ответ на вопрос, который будет также актуален и в нашем дипломе в четвертой главе: мог ли быть взгляд апостола Павла на эсхатологию хотя бы частично быть заимствованным от более ранних источников, повлияв на его апокалиптику, или же она целиком и полностью явилась отражением Божественного откровения Самого Христа своим ученикам? Она не только отвечала на этот вопрос, но и проводила золотой нитью мысль о не возможности того, чтобы отрицалась подлинность какого-либо Павлова послания или же чтобы приписывалось их автору какое-либо копирование из ветхозаветных источников взамен откровенного характера их происхождения. ТАми образом, работы по ап. Павлу явились у Глубоковского не только высоко квалифицированными богословскими трудами, но и своебразным мгновенным ответом «на злобу дня» коварным прозападным тенденциям в богословии, насаждаемым в России либеральными мыслителями.

Мысль о противопоставлении «паулизма», исключающего роль откровения в Павловых посланиях, учению Христа и древней Церкви до сих пор встречается в трудах западных богословов, поэтому докторская диссертация Глубоковского по Павловым посланиям не утратила своей актуальности и по сей день. Энциклопедическая эрудированность, тщательность в подборе информации и всесторонность исследования, хорошая осведомленность в западной богословской мысли, и вместе с тем укорененность в церковности – делают его исследования хорошим источником для поиска ответов на спорные по сей день вопросы. Особенностью его подхода, как замечает кандидат богословия, преподаватель МДА свящ. Дмитрий Юревич, было то, что «принимая во внимание суждения церковных авторов по каждому вопросу, он очень часто следует течению их мысли, формулируя ее собственными словами».[86]

Для более ясного понимания вклада, сделанного Глубоковским в русскую и мировую билеистику, следует рассматривать его твореия не в совокупности, а раздельно, по тематическим блокам. Так, свящ. Д. Юревичем в его статье о Глубоковском характеризуется каждый из объектов научной направленности в трудах великого ученого. Так, к экзегезе он замечает, что Глубоковский сочетал как мастерство логики и ясность рассуждений, так и высокий православный дух, свойственный отцам древности.[87]

Как превосходный экзегет и замечательный библеист, Н.Н. Глубоковский оставил яркий след в русской богословской науке, а петербургский период явился наиболее значимым в его творчестве. Он не только противопоставил западных библеистов восточным, проведя апологетический анализ, но и раскрыл положительное содержание библейского текста. В свете появлений различных веяний критических протестантских школ, довлевших и над русскими библеистами своим явно не православным духом, неудивительно становится то, почему Глубоковский избрал в качестве основного направления изучение трудов ап. Павла: стояла острая проблема в коверкания на западный манер Павлова богословия.

Все эти усилия привели, как заметил архим. Ианнуарий, к появлению «систематического библейского богословия»[88]. Благодаря его усилиям, «Писание сделалось производящим источником и объединяющим центром для всех богословских наук»[89]. Своей жизнью он приблизил максимально христианство и науку, доказывая, что «все в мире христоцентрично»[90]. Размышляя уже в иммиграции над причинами революции в России, он представил богословско-исторический анализ причин происшедшей в России трагедии и той «значительной духовно-христианской прострации»[91], в которую все более погружается мир.