Цели управления, их свойства и характеристика.

Обеспечение оргтехникой и ее использование.

Однако следует учитывать тот факт, что управление любым предприятием, как и в целом, экономикой носит целенаправленный характер поэтому функция целеполагания (т.е. процесс определения целей) – это первооснова, которой подчинено функционирование систем управления начиная от разработки.

С точки зрения менеджмента как науки цель управления организацией понятие многогранное, поэтому практически каждый автор вносит в него свой собственный смысл. Приведем лишь наиболее распространенные точки зрения:

· цель — идеальный образ желаемого, возможного и необходимого состояния управляемой системы;

· цель указывает общее «направление» движения для достижения лучшего результата;

· цель... определяет желаемое состояние объекта;

· цель описывает желаемый конечный результат деятельности. Она выделяет ядро, главные характеристики проблемной ситуации и описывает новое, устойчивое состояние управленческого процесса;

· цель — это конкретные конечные состояния или искомые результаты, которых хотела бы добиться группа, работая вместе;

· цель любого исследования операций заключается в том, чтобы выяснить, что ожидает получить в результате его проведения руководитель. Другими словами, требуется определить, каковы предполагаемые результаты завершения проекта;

· цель — это состояние объекта управления, к достижению которого стремится организация;

· цель – один из основных элементов поведения и сознательной деятельности человека, который характеризует мысленное предвосхищение результата деятельности, а также средств и путей его реализации.

Сущность цели, как экономической категории, наиболее полно выражается в ее функциях. В рамках управления организацией цели выполняют следующий ряд важных функций:

Во-первых, цели отражают общую концепцию деятельности и развития организации и конкретизируют ее основные направления. Поскольку, структура деятельности лежит в основе общей и управленческой структуры организации, именно цели определяют, в конечном счете, характер и особенности этих структур.

Во-вторых, цели уменьшают неопределенность текущей деятельности, являясь для организации или отдельного человека ориентирами в окружающем мире, помогают приспособиться к нему, сконцентрироваться на достижении желаемых результатов, каким-то образом ограничивать и регулировать свое поведение, поступки, противостоять сиюминутным порывам и желаниям. Это помогает действовать быстрее и с большим эффектом, добиваясь задуманного с меньшими затратами, а при тех же затратах получать дополнительный выигрыш.

В-третьих, цели составляют основу выработки критериев, с помощью которых можно выделять проблемы и принимать по ним обоснованные решения; контролировать и оценивать результаты деятельности, связанные с реализацией этих решений; осуществлять материальное и моральное поощрение работников, отличившихся при этом.

В-четвертых, наличие целей, особенно значимых (независимо от того, реальные они или кажущиеся) сплачивает энтузиастов, побуждает их добровольно брать на себя весьма нелегкие обязанности и прилагать все силы для их выполнения.

В-пятых, официально провозглашенные цели служат оправданию в глазах общественности необходимости и законности существования данной организации, особенно если ее деятельность связана с определенными побочными эффектами, например загрязнением окружающей среды.

Когда цели определены, их нужно исследовать на предмет качества. Главными критериями, по мнению большинства авторов, здесь являются следующие нижеперечисленные требования:

Во-первых, цели должны содержать сроки их выполнения. Проведение подобной тактики помогает менеджеру определить, с какой частотой проводить обзорные проверки, чтобы в случае отклонения от графика, было, достаточно времени, чтобы активизировать деятельность и привести его к норме. В конечном итоге, определение временных рамок помогает служащим узнавать, когда определенные стадии, от которых зависит их собственная работа, будут завершены.

Во-вторых, цели должны быть краткими. Долгосрочные и краткосрочные цели наиболее эффективны, когда они кратки. Менеджеры часто игнорируют это требование и включают в формулировку цели описание методов, которые будут использованы при достижении этой цели, вместо того, чтобы просто сформулировать желаемый результат.

Также цели должны призывать к превышению стандартов. В большинстве случаев стандарты — это минимальный уровень приемлемого выполнения того или иного вида деятельности, существующий как для отдельных работников, так и рабочих групп или подразделений организации. Стандарты обычно отражают низкий уровень исполнения, который приемлем в этой организации. Цели же представляют собой желаемый результат, который должен быть выше стандарта.

Одним из основных требований к качеству целей выступает их реалистичность. Цели, которые устанавливают слишком высокую планку, никогда не будут достигнуты. С другой стороны, когда цели ставятся слишком низко, достижение их не дает чувства удовлетворения. Исследования неоднократно показывали, что люди работают наиболее продуктивно, когда цели установлены на так называемом побудительном уровне — достаточно высоком, чтобы было к чему стремиться, но не настолько высоком, чтобы потерпеть неудачу, и не настолько низком, чтобы не нужно было затрачивать усилия для ее достижения.

Цели должны быть гибкими, чтобы их можно было усовершенствовать в случае непредсказуемых или экстраординарных изменений ситуации в организации. Но гибкость обычно достигается в ущерб специфичности — очень важной характеристике эффективной цели.

Следует также выделить, что цели нужно формулировать таким образом, чтобы их можно было количественно измерить или можно было каким-то другим объективным способом оценить, была ли цель достигнута. Если цели неизмеримы, то они порождают различное толкование, затрудняют процесс оценки результатов деятельности и вызывают конфликты.

Также о качестве сформулированной цели говорит максимально возможная ее конкретность, помогающая однозначно определить, в каком направлении должно осуществляться функционирование организации. Цель должна четко фиксировать, что необходимо получить в результате деятельности, в какие сроки следует ее достичь и кто должен достигать цель.

Одним из основополагающих критериев, характеризующих качество целей, является их совместимость, что предполагает соответствие долгосрочных целей миссии, а краткосрочных целей долгосрочным. Но временная совместимость не является единственным направлением установления совместимости целей. Важно, чтобы не противоречили друг другу цели, относящиеся к прибыльности и к установлению конкретной позиции, или цели усиления позиции на существующем рынке и цели проникновения на новые рынки, цели прибыльности и благотворительности. Также важно всегда помнить, что совместимости требуют цели роста и цели поддержания стабильности.

Цели должны быть приемлемыми для основных субъектов влияния, определяющих деятельность организации, и в первую очередь для тех, кому придется их достигать. При формулировании целей очень важно учитывать то, какие желания и потребности имеют работники.

Цели должны быть сопоставимыми, что предполагает соответствие:

во-первых, между целями из различных ключевых пространств, то есть показатели прибыли должны соответствовать показателям рыночной позиции организации (определенному росту продаж), а последние, в свою очередь, должны быть связаны с ресурсными целями и т. д.;

во-вторых, между целями внутрифирменной иерархии целей, каждая из которых должна соответствовать цели более высокого уровня. Важной частью работы менеджера является правильное разделение целей на подцели. Это должно быть сделано так, чтобы достижение каждой отдельной подцели (например, разработка новой системы вознаграждений за труд) приводило к достижению общей цели организации (увеличению ее доходности).

Классификация.

По уровням значимости – главная, основные, частные цели;

По долгосрочности – долгосрочные (стратегические), среднесрочные (оперативные), текущие (тактические) цели;

По уровням управления – общегосударственные, отраслевые, региональные, цели объединения, цели предприятия;

По этапам деятельности – промежуточные, конечные цели.

В частности управленческие цели также классифицируют на следующие два типа:

- цели по отношению к внешнему окружению - внеорганизационные (рост количества, качества продукции, снижение затрат);

- цели по отношению к организации - внутриорганизационные (совершенствование структуры, материальной базы, социальное развитие коллектива).

По мнению ряда авторов цели организации можно также разделить на экономические и неэкономические:

· к неэкономическим целям можно отнести, например, улучшение условий труда. Организация не должна забывать о формулировании неэкономических целей, поскольку всякая фирма — это не просто деловая структура, нацеленная на получение прибыли, но и сообщество людей с присущими им человеческими потребностями;

· экономические цели организации, выраженные в показателях хозяйственной деятельности, можно в свою очередь, разделить на:

— количественные цели (например, увеличение доли рынка до 10% к какому-то году);

— качественные цели (например, достижение организацией технологического превосходства в отрасли).