Сущность и значение функций управления.

Литература

Управление по целям.

Ключевые принципы постановки и использования целей.

Цели управления, их свойства и характеристика.

Сущность и значение функций управления.

План

1. О.С. Виханский., А.И. Наумов Менеджмент: учебник. – 3-е изд. – М.: Гардарика, 1999. – 528 с.

2. Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учеб. Пособие. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 283с.

3. Жигалов В.Т. Основы менеджмента: Учеб Пособие.- часть 1 – Белгород, 1997

4. Менеджмент: Учебник для вузов/ Под ред. Проф. М.М. Максимцова, проф. М.А. Комарова. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2002. – 359с.

5. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 1995. – 704с.

6. Переверзев М.П., Шайденко Н.А., Басовский Л.Е. Менеджмент: Учебник/ Под общ. Ред. Проф. Переверзева. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 288с.

7. Управление организацией: Учебник/Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 669с.

Содержание управления раскрывается в его функциях, возникших в результате разделения и специализации труда в сфере управления как особого вида деятельности.

Под функциями управления следует понимать специализированные виды управленческой деятельности, выделяемые по признакам содержательной однородности выполняемой работы и их целевой направленности.

Функции управления обеспечивают в организации руководство, управление и обслуживание хозяйственной деятельности. Каждая функция характеризуется назначением, повторяемостью, однородностью содержания, спецификой необходимого для ее выполнения персонала.

По признаку участия в организации управления различают общие, специальные и вспомогательные функции.

К общими функциями относятся функции, который являются составной частью любого процесса управления вне зависимости от особенностей организации.

Общность этих функций управления подчеркивается их повторяемостью и цикличностью в процессе управления, поэтому общие функции можно назвать и типовыми элементами управленческого цикла.

К ним относят:

Целеполагания – процесс формирования целей.

Планирование – вид управленческой деятельности, связанный с составлением планов организации и ее составных частей;

Организация – в задачи, которой входит формирование структуры организации и обеспечение всем необходимым для нормальной деятельности;

Координация и регулирование – функция процесса управления, обеспечивающая его бесперебойность и непрерывность;

Мотивация – целью, которой является активизация работы людей, работающих в организации, побуждение их эффективно трудиться для выполнения целей;

Контроль – управленческая деятельность, задачей которой является количественная и качественная оценка и учет результатов работы организации.

Эти функции представляют собой части управленческого цикла и определяют специализацию труда. Их характерной особенностью является взаимное проникновение друг в друга. (Планирование организуется, координируется, стимулируется, контролируется и т.д. Организация планируется, координируется, стимулируется и т.д.)

Взаимосвязь между ними может быть представлена круговой диаграммой, показывающей содержание любого процесса управления. Стрелки на диаграмме показывают, что движение от стадии планирования к контролю возможно лишь путем работ, связанных с организацией процесса и с мотивированием работающих. В центре диаграммы находится функция координации, обеспечивающая согласование и взаимодействие всех остальных.

 

Рис. 1. Взаимосвязь функций управления.

 

Разделение труда в производстве обусловило появление специальных функцийуправления в сфере снабжения, сбыта, подготовки производства. Специальные функции управления воздействуют на отдельные стороны производства и реализуются в функциональных и целевых подсистемах системы управления, то есть, данные функции в организации выполняют отдельные структурные подразделения и должностные лица.

К специальным функциям управления также относятся:

Принятие решений – выбор того, как и что планировать, организовывать, мотивировать и контролировать.

Основными требованиями для принятия эффективного решения является наличие адекватной и точной информации.

Коммуникации – процесс обмена информацией, ее смысловым значением между двумя или более людьми, необходимый для всех функций управления.

Информация в процессе коммуникации передается для того, чтобы руководители могли принимать необходимые решения и для того, чтобы они могли выполняться.

Делопроизводство;